История первых в мире автогонок

 

Первые автогонки на безлошадных экипажах были проведены во Франции. Организатором гонки стал издатель парижской газеты Le Petit Journal Пьер Жиффар. Гонки состоялись 22 июля 1894 года. Соперники должны были преодолеть 126 км от Парижа до Руана менее чем за восемь с половиной часов, а главным призом были 5 000 франков.

На время окончания подачи заявок желание принять участие в автогонках выразило не менее 102-х соперников. Большая часть первоначально заявленных транспортных средств не прошла даже входного контроля, после которого их осталось всего 25. Еще четыре машины были исключены после предыдущего испытания, проведенного 19 июля. В день соревнования с 30-секундным интервалом 14 автомобилей с бензиновыми и 7 с паровыми двигателями покинули Париж.

Первым финишную линию пересек паровой автомобиль графа де Диона (De Dion-Bouton). Вторыми пришли два Peugeot, за рулем Panhard-Levassor, который прибыл четвертым, сидел сам Пьер Жиффар. Максимальная скорость, которая была развита во время автогонок составила всего 20 км/час.

Впоследствии было проведено большое количество гонок между различными европейскими городами. В первые годы победы в автогонках получали Panhard-Levassor, Peugeot, De Dion-Bouton, Renault, Benz, Daimler а позже и Fiat.

Еще в период проведения гонок между городами была предпринята попытка организовать своего рода первенство мира. Американский миллионер, владелец газеты New Herald Джеймс Гордон Беннет, объявил в ноябре 1899 года об организации ежегодных соревнований International Cup. Эти автогонки вошли в историю автоспорта под названием “Гонок на Приз Гордона-Бенета”.

В начале нового века автоспорт стал по-настоящему международным. Наиболее успешными и в дальнейшем были французские марки автомобилей. Впервые начали использоваться кольцевые гоночные трассы. Появлялись автоклубы и автоспортивные организации, прошли первые автогонки Grand Prix.

Наиболее известные гонки

Автомобили вышли на старт более века назад. Первая в мире гонка – «Проверка надежности» – состоялась в июле 1894 года. По маршруту Париж-Руан проехали более 20 экипажей, к финишу пришли только 15. С этого момента начинается стремительное развитие истории мирового автоспорта. Зрелищные соревнования собирают тысячи поклонников и миллионы зрителей перед экранами телевизоров.

Самые популярные гонки:

  • Легендарные заезды «Формулы-1» проводятся с 1950 года. Чемпионаты состоят из нескольких этапов гран-при. За победу борются не только автогонщики – баллы начисляют и производителям автомобилей. Лучшие получают Кубок конструкторов. Соревнования «Формулы-1» считают кузницей чемпионов. О Михаэле Шумахере слышали и люди, далекие от спорта. Айртона Сенну, который свыше 40 раз становился победителем, СМИ окрестили волшебником.
  • Название гонки «24 часа Ле-Мана» произошло от одноименного города во Франции, где проходят соревнования. Непрерывные заезды длятся в течение суток. Автомобиль поочередно ведут не менее 3 пилотов. Испытание на прочность проходят и спортсмены, и техника. Из 8 этапов Кубка мира на выносливость Ле-Ман самый популярный.
  • Одна из старейших в мире гонок «500 миль Индианаполиса» проходит в США с 1911 года. Соревнования собирают тысячи зрителей в последнее воскресенье мая. Автомобили проходят 200 кругов на стадионе «Старая кирпичница». За победу фанаты выпивают молоко и целуют гоночный трек.
  • Самая длительная гонка «Ралли Дакар» в последние 10 лет проводилась в Южной Америке, а в 2020 году – в Саудовской Аравии. Первоначально соревнования проходили в Африке, но опасная обстановка на континенте не способствовала дальнейшему проведению заездов. Ралли состоит из нескольких этапов в условиях полного бездорожья. Гонка печально знаменита большим количеством разбившихся насмерть и даже пропавших без вести участников.

Виды и классы автоспорта

Автогонки разделяют на виды в зависимости от гоночного автотранспорта, специфики спортивного регламента и других особенностей. В автоспорте наиболее полно представлены следующие:

  • Кольцевые автогонки. В этом случае езда происходит по замкнутой трассе. Проехать нужно требуемое число кругов. Этот вид соревнований происходит на автотрассе, не имеющей идеальной формы. Она содержит много поворотов с апексами, шиканами и шпильками, которые вызывают большой интерес у зрителей из-за зрелищности. Трасса хорошо просматривается с высоких трибун и собирает многих почитателей автоспорта. За экстремальной борьбой автогонщиков, быстрой ездой, лихими обгонами интересно наблюдать с экранов телевизоров. В основном такие соревнования происходят на твёрдом покрытии, хотя в северных областях езда производится на ледовых или заснеженных автотрассах. В некоторых случаях гонки происходят на грунтовой дороге. К кольцевым гонкам относят: Indy 500, Daytona 500, Russian Touring Car Championship, NASCAR, «Формула-1», DTM, А1 Гран-при, Формула Русь, ShortCut CUP.
  • Гонки на выносливость. Такие соревнования длятся ровно сутки. Это 24 часа Ле-Мана, 24 часа Дайтоны, 24 часа Спа, 12 часов Себринга, Серия Ле-Ман, Russian Endurance Challenge.
  • Гонки на выживание. Происходят по кольцевой трассе со спортивными правилами, которые предусматривают выталкивание одних участков другими с дороги. На трассе могут быть сложные повороты, рампы, что повышает интерес к ним. Могут проводиться в летний или зимний период. На трассе предусмотрены специальные участки, которые имеют ограждения и на них допустимы столкновения машин.
  • Ралли. Вид гонок, при котором езда происходит из одного пункта в другой. Это не замкнутая траектория движения, и некоторые участки трассы могут проезжаться неоднократно. Это дороги общего пользования, которые могут частично перекрываться во время проведения данного вида автосоревнований. В зависимости от выбранной местности и погодных условий, покрытие автотрассы может быть каким угодно: грунтовое, асфальтовое, снежное, из льда или песка. Нет также ограждений по траектории движения. Нередко выбирают участки дороги с трамплинами и трудными поворотами. Каждый водитель проезжает дорогу и все препятствия по собственному усмотрению. При этом нередко используются услуги штурмана, который изучает заранее карты, смотрит внимательно за дорогой и информирует о сложных ситуациях. К ралли 1 категории относят скоростные автотрассы со специальным покрытием, которые соединяются перегонами. Экипажи начинают старт с промежутком в 1–2 минуты и обязаны преодолеть расстояния как можно быстрее. При этом должны соблюдаться правила дорожного движения и время, которое задано организатором такого конкурса.
  • Трофи-рейд. Это соревнование происходит на внедорожниках или грузовиках, определённой мототехники (реже на легковых авто) по трудным участкам дороги. Таким образом в качестве маршрута могут выбрать болотистые или заснеженные участки, лесопосадки и любое бездорожье. В таких условиях езда происходит сравнительно медленно. В этом случае экипажи также выпускают по одному с интервалом во времени. Участки маршрута могут быть линейные и навигационные. В последнем случае возможен общий старт для экипажей. Помимо водителя, внедорожник могут занимать несколько пассажиров, которые нужны для прохождения препятствий и трудностей на дороге. Еще для этого используют специнвентарь — лопаты, помосты, тросы и другое.
  • Автокросс. Проводится на кольцевой автодороге из грунта. Особенно популярны в странах бывшего Советского Союза. Зрители могут просмотреть большую часть трассы с соревнующимися авто. Разные препятствия по траектории движения (трамплины, подъемы и спуски) повышают зрелищность. Такие соревнования проводят с использованием легковых авто и грузовиков, а также на специальных одноместных авто (багги). В нынешнее время в РФ в городе Тольятти проводят автокросс «Серебряная ладья», который приходится на день машиностроителя.
  • Автослалом. Этот вид ещё называется «фигурное вождение» или «скоростное маневрирование». Соревнование представляет собой гонки по разметкам при помощи конусов, покрышек. Трасса имеет сложные крутые повороты/развороты, змейки и т. д. Участник должен быть хорошим опытным водителем, спортсменом или автолюбителем. Соревнования проходят поочерёдно на серийных авто.
  • Автотриал. Такие соревнования происходят на коротких участках по труднопроходимой трассе.
  • Дрифт. Основным отличием этого вида автогонок является не время езды по трассе, а управление автотехникой при заносе, преодоление клип-пойнтов и экстрим. Из-за этого такое соревнование похоже на шоу. Оно очень популярно в Японии, Америке, Великобритании и Европе.
  • Картинг. Гонки на маленьких спортивных авто, которые называют карты. Они не такие дорогие, как гоночные автомашины и более безопасны. Поэтому такие соревнования отлично подходят для новичков в автоспорте. Модели могут развивать скорость более 200 км/ч.
  • Дрэг-рейсинг. Соревнования на разгон по прямой. Ещё до Второй мировой войны американцы проводили гонки по дорогам общественного пользования длиной в 402 м. Турниры происходят на простых авто или спецмашинах под названием дрэгстеры.

Классы автотранспорта, участвующие в гонках, могут быть разные: автомобили, квадроциклы, мотоциклы, багги, грузовики. В России даже существуют соревнования тракторов «Бизон-Трек-Шоу». В самих классах имеются подразделения на группы и подгруппы. Среди авто могут быть модифицированные серийные автомобили с кузовом, безкузовные простейшие модели (карты), модели с разным объёмом двигателя.

Болид «Формулы-1»
Болид «Формулы-1»

Автомобильные гонки носят разные названия и проходят во многих странах мира. Соревнования различаются количеством участников, видами техники, протяженностью трасс.

Обзор самых лучших максискутеров

Замена шин на новые. Когда это нужно сделать?

По каким признакам при покупке авто можно понять что пробег скрученный

На каких шинах лучше путешествовать?

Как завести машину с толкача?