История создания первого автомобиля

 

Дата 29 января 1886 года официально считают днем рождения автомобиля — “не роскоши, а средства передвижения”, — которому суждено было сыграть такую замечательную роль в истории человечества.

Его создателем стал Карл Бенц, человек, сколько автомобиль многим обязан, в том числе и фактом своего рождения.

Будущий изобретатель родился 25 ноября 1844 года в немецком городе Карлсруэ. Его отец был железнодорожником, поэтому с техникой маленький Карл познакомился очень рано, что определило его выбор: после окончания гимназии мальчик поступил в Политехнический лицея в том же Карлсруэ.

С 1864 до 1870 гг. Бенц работал в разных фирмах как проектировщик, дизайнер и заведующий производством, в 1871 году основал собственное дело (литейный цех) в Мангейме.

Сталелитейное производство оказалось не лучшим местом для вложения капитала и, не успев развернуться как следует, обанкротилось. Карл Бенц, оказавшись за бортом, решает вплотную взяться за решение проблемы тепловых двигателей, которая интересовала его еще со времен учебы в лицее.

Четырехтактный двигатель на то время уже существовал, поэтому Бенц посвящает себя разработке двигателя только с двумя тактами. Два года он работает как одержимый, и вот, в новогоднюю ночь 1879 г., наступил долгожданный миг: двигатель заработал!

В своих воспоминаниях Бенц так описывает это событие: “И снова стоим перед мотором, как перед сложной загадкой. Очень колотится сердце. Возвращаю заводную рукоятку и… дыр, дыр, дыр — машина откликнулась! С приятной регулярностью следуют друг за другом звуки, которые станут музыкой будущего. Больше часа мы слушаем эту однообразную песню, вдруг начинают звучать колокола. В тот момент нам показалось, что они предвещают не только наступление Нового года, но и начало новой эры, ритм которой будет задано ритмом работы двигателя”.

Началась головокружительная деятельность, богата на радостные события. Основана в Мангейме фабрика по производству двигателей собственной конструкции давала неплохие доходы, но оставляла слишком мало времени для новых исследований.

Поэтому в 1883 году Бенц с помощью двух старых друзей, коммерсанта Макса Розе и техника Фридриха Есслінгера, основал новую компанию Benz & Co. Ее дела быстро пошли вверх, предоставив финансовую основу для разработки саморушійного экипажа, который впоследствии будет именоваться автомобилем.

В отличие от Готлиба Даймлера, который установил свой двигатель в обычный каретный кузов, Бенц спроектировал не только силовой агрегат (в этот раз уже четырехтактный), но и весь автомобиль.

29 января 1886 г. на машину был издан императорский патент за номером 37435, и уже в июле состоялась первая поездка по улицам Мангейма перед глазами изумленной публики.

Трехколесный экипаж приводился в движение одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 990 кубических сантиметров и мощностью 0,9 лошадиных сил, которую достигали при 400 оборотах за минуту.

Он имел водяное охлаждение и размещался горизонтально, открывая глазам интересных обнаженный коленвал и огромный горизонтальный маховик. Привод осуществлялся на задние колеса с помощью ремня и цепей через простой дифференциал.

Несмотря на примитивность конструкции, некоторые ее составляющие, а именно электрическое зажигание или механический привод впускного клапана, явно опережали свое время.

Двухместная машина, управляемая с помощью румпеля, развивала скорость до 15 км/час. Ради справедливости следует сказать, что первая поездка была короткой — всего 100 метров, поскольку топливный бак не был предусмотрен, а запаса горючего в бутылке, что заменяла его, хватило ненадолго.

Кроме топливного бака, со временем на автомобиле был установлен более мощный мотор рабочим объемом 1,7 литра и двухступенчатую коробку передач. Производство Benz Patent-Motorwagenначалось в 1890 году, а через три года появилась и четырехколесная модель Viktoria с еще одноцилиндровым, но теперь уже 2,9-литровым двигателем мощностью 3-5 к.с.

За ней — легкий Benz Velo (1894 г.) с півторасильним моторчиком. Эти две модели с многочисленными вариациями кузова и силовых агрегатов производились до начала XX века, причем продавали большинство из них не в Германии, а в соседней Франции.

В 1902 г. появилась новая модель, Parcifal, спроектированная с помощью французских инженеров, что повлекло конфликт Бенца с руководством компании, в результате чего инженер оставил фирму в 1903 г. Но долго находиться далеко от своего детища Бенц не смог и уже через год вернулся как консультант.

После слияния Benz и Daimler в 1926 г. в единую компанию Бенц стал членом совета директоров и находился на этой должности до самой смерти (4 апреля 1929 г.), так и не встретившись никогда с Готлибом Даймлером, зато став свидетелем того, как его изобретение семимильными шагами завоевывает мир.

В середине XIX века развитие экипажей с паровыми двигателями очень затормозился. Одной из причин этого было быстрое распространение железных дорог.

В 1892 году автомобили начинает строить французский завод Пежо. Зимой 1895/96 годов в США первую серию автомобилей выпустила фирма “Дюреа”. В декабре 1896 года начинает производство автомобилей завод в немецком городе Айзенах. В 1899 году в Турине появляется первенец завода ФИАТ.

Последние годы XIX века и первые XX века — это годы быстрого совершенствования автомобиля, годы поисков его наиболее рациональной схемы, основных принципов конструкции его узлов.

Первый двигатель внутреннего сгорания

Стационарный одноцилиндровый двигатель Отто

Для того чтобы рассказать историю развития автомобиля, надо начать с двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Именно он является ключевым элементом любого автомобиля. ДВС служит для преобразования энергии сгорания топлива в механическую работу. В качестве топлива обычно используется бензин или дизельное топливо. Итак, краткая история ДВС по годам:

1807 — Франсуа Исаак де Ривас из Швейцарии разработал и собрал первый в мире двигатель внутреннего сгорания. Этот поршневой двигатель работал на водороде и имел искровое зажигание. В том же году, изобретатель установил свой мотор на карету, таким образом первый примитивный автомобиль был создан еще в начале 19-го века.

1824 — инженер Сэмюэль Браун адаптировал паровой двигатель Ньюкомена под работу на водороде. Между тем, его двигатель имел водяное охлаждение и мощность около 4 л.с.

1858 — изобретатель из Франции Ленуар Этьен собрал ДВС с искровым зажиганием, который работал на угольном газе. В отличие от предшественников, французу удалось сделать свою разработку коммерчески успешной. Его двигатель мощность 12 л.с. использовался в промышленности, а также как лодочный двигатель.

1862 — француз Альфонс Бо де Роша запатентовал, но не построил четырехтактный ДВС.

1876 — Николаус Август Отто изобрел, а затем запатентовал успешный четырехтактный двигатель. Этот мотор был экономичнее и мощнее предшественников. Между тем, изобретение Отто стало исторически значимым. Именно его конструкция легла в основу всех последующих ДВС на жидком топливе.

1885 — Готлиб Даймлер сконструировал бензиновый двигатель в привычном для нас понимании. Этот агрегат имел вертикальное расположение цилиндра и карбюратор. Установка последнего совершило революцию в двигателестроении. Достаточно экономичный и компактный карбюраторный ДВС как нельзя лучше подходил для самоходных транспортных средств.

Первая гоночная машина

Самая лучшая реклама для автомобиля — это победа в гонках. А для этого нужны специальные машины. Одним из первых гоночных автомобилей был «Мерседес». Его заказал компании Даймлера австрийский предприниматель Эмиль Еллинек. Он занимался продажей автомобилей Даймлера и увлекался гонками, а первую гоночную машину, построенную специально по его заказу, назвал в честь своей дочери Мерседес. Мало того, он сам принимал участие в гонках под псевдонимом «месье Мерседес». По требованию Еллинека в машину внесли ряд технических усовершенствований. Например, он потребовал, чтобы автомобиль развивал неслыханную по тем временам скорость — 40 км/ч!

Первый гоночный «Мерседес»

В 1899 г. во французском городе Ницце состоялись очередные гонки. Господин с загадочным именем на невиданном до той поры автомобиле получил главный приз. После этого популярность марки очень возросла. За год Еллинеку удалось продать 36 автомобилей. Это практически все, что было произведено компанией «Даймлер».

В 1902 г. Еллинек зарегистрировал торговую марку «Мерседес», чтобы торговать автомобилями Даймлера. К этому моменту «Мерседесы» уже разгонялись до скорости 90 км/ч, и за ними выстроилась очередь на несколько лет вперед.

Первый российский автомобиль

В России первый автомобиль был построен Евгением Александровичем Яковлевым и Петром Александровичем Фрезе. 1 июля 1896 г. они показали его на Нижегородской промышленно-художественной выставке.

Е. Яковлев владел заводом по производству керосиновых и газовых двигателей, а П. Фрезе был управляющим фабрики конных экипажей. Они решили объединить свои возможности и стали первыми в России создателями «самобегательного экипажа» или «бензомотора». Так они называли свою машину.

Машина Яковлева и Фрезе

По внешнему виду первый русский автомобиль напоминал машину К. Бенца. В оборудование входили складной кожаный верх, гудок с резиновой грушей, фонари. Для поворота служил установленный перед сиденьем рулевой рычаг на вертикальной колонке. Тормоз тоже включался рычагом. Мощность двигателя составляла 2 л. с.

Ходовая часть автомобиля представляла собой переоборудованный конный экипаж с большими деревянными колесами. Кузов был двухместный.

Два русских предпринимателя и создателя первого русского автомобиля, Е. Яковлев и П. Фрезе, познакомились не в России, а на технической выставке в Чикаго в 1893 г.

Первый серийный отечественный автомобиль

Первым серийным русским автомобилем стал «Руссо-Балт». В 1908 г. его начали выпускать на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Ежегодно из ворот сборочного цеха выезжало больше ста «Руссо-Балтов» разных моделей.

«Руссо-Балт» отличался хорошей проходимостью

Гоночный «Руссо-Балт» в 1912 г. участвовал в соревнованиях в Монте-Карло. Там он никакого приза не получил, но для нас примечательны не гонки, а то, что из Санкт Петербурга до Монте-Карло, а это 3257 км, «Руссо-Балт» доехал своим ходом. За рулем машины сидел редактор журнала «Автомобиль» Андрей Нагель. Сорок раз он соскальзывал с обледенелой дороги в придорожную канаву, а потом ему в голову пришло замечательное решение. Он надел на покрышки кожаные ремни с гвоздями. Так появились первые в мире шипованные покрышки.

Первые автопроизводители

Автомобиль конструкции Панар — Левассор, 1891 года

После появления коляски Бенца, многим предпринимателям из Европы стало понятно, что производство автомобилей это новый и перспективный вид бизнеса. Так в 1886 году, два бизнесмена из Франции Рене Панар и Эмиль Левассор основали компанию Panhard & Levassor. Партнеры решили начать производство и продажу автомобилей, для чего приобрели патент на бензиновый двигатель конструкции Даймлера. В 1890 году Левассор начинает проектирование первого автомобиля, постоянно экспериментируя с расположением силового агрегата. В результате спустя год появляется автомобиль с передним расположением двигателя и задним приводом. Такая компоновка получила название Systeme Panhard, и она стала стандартом на многие десятилетия вперед.

Тем временем, в 1891 году Панар и Левассор поделились лицензией со своим соотечественником Арманом Пежо, что послужило началом истории марки Peugeot.

Образцы довоенных автомобилей:

1932-1939 Alvis Speed 20 и Speed 25 — первые автомобили с полностью синхронизированной коробкой передач.
1932-1948 Ford V-8 — применение мощного V8 с плоской головкой цилиндров в массовом автомобиле установило новые стандарты эффективности и энерговооруженности.
1934-1940 Bugatti Type 57 — единичный высококлассный автомобиль для богатых.
1934-1956 Citroën Traction Avant — первый массовый автомобиль с приводом на передние колеса, построен на несущем кузове.
1936-1955 MG серии T — спортивная машина по доступной цене, рассчитанная на молодежь.
1938-2003 Volkswagen Beetle — задуманный как эффективный и дешевый автомобиль выпускался более 60 лет с минимальными изменениями базовой конструкции.
1936-1939 Rolls-Royce Phantom III — вершина довоенной инженерной мысли с двигателем V12 располагал технологическими новинками, которые появились в автомобилях многих других производителей только в 60-х. Наивысшее качество и энерговооруженность качества.

Обзор самых лучших максискутеров

Замена шин на новые. Когда это нужно сделать?

По каким признакам при покупке авто можно понять что пробег скрученный

На каких шинах лучше путешествовать?

Как завести машину с толкача?