Классы и типы автомобилей

Уже более 100 лет автомобиль является неотъемлемой частью жизни человеческого общества. За это время изменились представления о том, каким должно быть транспортное средство, семимильными шагами продвигался вперёд автопром, да и сами автомобили теперь представлены всевозможными моделями и классами.

На протяжении всего времени с момента появления на свет четырёхколёсных коней производители предлагали потребителям всё новые модели. Одни из них уже даже не выпускаются, а другие продолжают развивать и модифицировать на базе много лет назад разработанных моделей. В настоящее время все марки авто подразделяются на классы.

Классификация придумана давно, но та, что существовала прежде, имела недостаток: она подразумевала объём двигателя, массу машин, но не учитывала их размеры. По этой причине некоторые модели автомобилей не подходили ни под один класс. В настоящее время в России принято придерживаться другой классификации, европейской, буквами подразделяющей автомобили по вешнему виду и их предназначению.

КАК СКЛАДЫВАЛИСЬ КЛАССЫ

Разные страны по-разному делят автомобили, везде своя специфика. России ближе всего европейская классификация, причина понятна: география. Исторически на российский рынок попадали именно европейские модели. Они же и сформировали покупательские предпочтения на многие годы вперед.

Что-то мы потеряли. Например:

  • В России не представлен отдельно класс полноразмерных — в американском понимании — внедорожников Chevrolet Suburban или Toyota Sequoia. Такие модели не продаются в нашей стране официально.
  • Нет и класса для огромных пикапов как Nissan Titan или Toyota Tundra
  • А еще мы лишены японских «кубиков» на колесах с двигателями объемом меньше литра и турбонаддувом.
  • И скоростных пикапов из Австралии — тоже.

Но не будем о грустном, в России и так есть из чего выбрать. Классов много, обычно выделяют около двадцати.

Классификация автомобилей по классам — не статичная система, которая остается неизменной годы. Наоборот, она постоянно меняется вместе с появлением новых моделей.

ИТАК, КАК ЖЕ ОПРЕДЕЛИТЬ КЛАСС АВТОМОБИЛЯ?

Два основных правила классификации

  • Главное, чем отличаются все автомобили, это габариты. Важнее всего длина, небольшой SMART и Mercedes-Benz S-class отличаются вдвое: 2,5 метра против 5. По ширине и высоте разница куда меньше. Так что проще всего ориентироваться по длине: различают сразу шесть классов. Их обозначают латинскими буквами от A до F.
  • Второе ключевое отличие автомобилей — это их предназначение. Больше всего на дорогах «обычных» легковых автомобилей. Даже сейчас, со всем разнообразием классов, легковые седаны, хэтчбеки, универсалы составляют более половины продаж и российский рынок не исключение. Кроме того есть автомобили повышенной проходимости и повышенной вместимости.

Общее устройство автомобиля

Автомобиль — это сложная машина, состоящая из совокупности механизмов и систем.

Автомобиль – это колесное безрельсовое транспортное средство, приводимое в движение собственным источником энергии, имеющее не менее 4-х колес. К автомобилям относят троллейбусы и 3-х колесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг. Обычно под автомобилем понимают одиночные авто и автопоезда.

Автотранспорт – составляющая часть транспортной системы страны; на его долю приходится 80% грузоперевозок и 60% пассажироперевозок, при этом АТ потребляет около 65% топлива по транспорту, 70% трудовых ресурсов, 50% капиталовложений.

Подвижной состав АТС – автомобили различных типов, а также прицепы, полуприцепы, буксируемые автомобили.

Классификация подвижного состава.

— по назначению: грузовой, пассажирский, специальный;

— по условиям эксплуатации: дорожный, внедорожный;

— по проходимости: обычной и повышенной проходимости;

— по типу потребляемого топлива: бензиновые, дизельные, газобаллонные, газогенераторные, электрические, паровые.

Классификация грузового ПС.

— различают: грузовые автомобили, тягачи, прицепы, полуприцепы и специализированные ПС.

Классификация пассажирского ПС.

— различают: легковые автомобили, автобусы, пасс. прицепы и полуприцепы.

Легковые автомобили – пассажирские автомобили, вместимостью до 8-ми человек.

Автобусы – пасс. автомобили вместимостью свыше 8-ми человек.

На базе легковых автомобилей выпускаются грузопассажирские автомобили, имеющие складывающееся заднее сиденье, для увеличения грузовой площади.

Классификация спец. ПС.

— автомобили, прицепы, полуприцепы, выполняющие внетранспортные работы и имеющие соответствующее оборудование (пожарные авто, краны и т.д.)

 

Классификация легковых автомобилей.

— в зависимости от рабочего объема двигателя: особо малые (до 1,

— по внешней форме (закрытого) кузова: одно-объемные, двухобъемные, трехобъемные;

— по типу кузова (19 модификаций):

· стандартные (закрытые кузова):

Седан – нормальная база, 4 боковых двери.

Купе – укороченная база, 2 боковых двери.

Лимузин – удлиненная база, 4 боковых двери.

· нестандартные (закрытый кузов):

Седан-хардтоп – нормальная база, 4 двери, без средней стойки боковика.

Купе-хардтоп – укороченная база, 2 боковых двери.

Фастбек – нормальная (либо укороченная база), 4 (2) двери, плавно спускающаяся назад крыша (см. ГАЗ М20 «Победа»).

Лумузин-пульман – удлиненная база, 4 и более боковых двери.

· грузопассажирские:

Комби (хэчбек) – нормальная (укороченная)база, 2 или 4 (2) боковых двери. Наклоненная задняя часть кузова и 5-я (3-я) дверь сзади.

Фургон – нормальная база, 2 боковых двери с частичным остекление кузова.

Универсал – норм. База, 4 (2) боковых двери.

Эмбюленс – удлиненная база, 4 боковых двери.

· открытые кузова (складывающийся тент):

Фаэтон – нормальная база, 4 (2) боковые двери.

Кабриолет – нормальная база, 4 (2) боковые двери, частично открывающийся кузов, за счет снятия крыши, при наличии боковых стоек (см. Москвич-401).

Фаэтон-универсал – нормальная база, 4 бок двери (см. УАЗ-469…).

Родстер – укороченная база, 2 бок двери.

· частично-открытые кузова:

Ландо – кузов с открывающейся частью крыши над задними сиденьями.

Брегам – кузов с открывающейся частью крыши над передними сиденьями.

Тарга – кузов со съемной средней частью крыши.

Пикап– грузовой на базе легкового, открытая часть грузовой платформы.

Европейская классификация легковых автомобилей

   Для классификации Европейской экономической комиссии характеристики конкретных параметров автомобиля играют меньшую роль, чем  ориентированность на сегментацию целевого рынка. Рамки между сегментами не имеют четких разграничений и не ограничиваются такими параметрами, как габариты или масса. А критерии сегментации могут включать такие параметры как цену, вид, набор опций и иные параметры

   Проще говоря, автомобили по Европейской экономической комиссии классифицируются следующим образом:

A Mini cars («мини-класс») Peugeot 107, Citroen C1, Chevrolet Spark, Smart
B Small cars («малый-класс»)  Ford Fiesta, Chevrolet Aveo, Renault Logan, Hyundai                                                                                                                                                             Accent
C Medium cars («гольф-класс», «средний класс») Volkswagen Golf, KIA Ceed, Audi A3, Ford Focus, Chevrolet Cruze
D Larger cars («большой класс») Ford Mondeo, Toyota Avensis, Mazda 6, Volkswagen Passat
E Executive cars («бизнес-класс») Audi A6, BMW 5, Infiniti M, Mercedes E-klasse, Hyundai Genesis
F Luxury cars («представительский класс») Audi A8, BMW 7, Mercedes S-klasse, Lexus LS, Volkswagen Phaeton
S Спорткары / купе / кабриолеты; Porsche 911 GT3 RS, Bugatti Veyron, Koenigsegg CCX, Pagani Zonda
M Multi purpose cars (MPV — минивэны); Citroen Berlingo, Ford S-Max, Opel Meriva, Skoda Roomster, Volkswagen Touran
J Sports utility (SUV, в том числе внедорожники) Mitsubishi Outlander, Subaru Forester, Mercedes M-klasse, Nissan X-Trail, BMW X5

   А вот автомобили, проходящие краш-тесты, классифицируются, по-своему. Критерии автомобилей по классификации  EuroNCAP в первую очередь, ориентируются на параметры безопасности, такие как размера, масса и тип кузова

   • Superminis;

   • Small family cars (а также — седаны-супермини вроде Renault Logan);

   • Large family cars;

   • Executive cars (дорогие автомобили длиной более 4,8 м);

   • Roadsters (двухместные открытые автомобили);

   • Small off-roaders (маленькие внедорожники);

   • Large off-roaders (большие внедорожники);

   • Small MPVs (маленькие минивэны);

   • Large MPVs (большие минивэны);

   Франция

   Во Франции классификацию автомобилей используют для расчета налогообложения.

   До 1998 года классификация авто зависела от «начинки» автомобиля: количество и диаметр цилиндров, ход поршня, число оборотов двигателя, но никаким образом не касалась объема двигателя.

   Некоторые французские производители автомобилей даже использовали налоговую мощность двигателя в качестве обозначения своих моделей. Например, Citroën 2CVимел 2 налоговые лошадиные силы, мощность мотора при этом составляла 9 л.с. Citroën Traction Avant, или Citroën 7CV, имел 7 налоговых лошадиных сил соответственно.

   Но с июля 1998 года параметр мощности двигателя «взял верх» над всеми другими параметрами. И именно этот критерий берут за основу для расчета налогов.

   Испания

   Налоговую мощность двигателя также используют и в Испапнии. И также основной критерий  — это рабочий объем двигателя.

   Помимо мощности двигателя, для расчета налога не менее важным является и  экологичность двигателя. Так  использование «грязных» двухтактных двигателей, делает их использование менее выгодным с точки зрения налогов.

   США

   С 1985 года и по сей день, согласно документу Title 40—Protection of Environment, Section 600.315-82 Classes of comparable automobiles, критериями классификации авто является объем салона. Однако разные типы кузова таже могут классифицироваться по группам.

   Например:

   автомобилей с кузовом «универсал» разделяются на:

   • Small station wagon (до 130 куб. футов)

   • Midsize station wagon (130—160)

   • Large station wagon (более 160)

   По аналогии с этой классификацией, в Америке внедорожники, называемые SUV — Sport-Utility Vehicles, так же делят на:

   • Full size SUV

   • Midsize SUV

   • Compact SUV

   Основная же классификация выглядит следующим образом:

   • Мини (minicompact car, до 85 кубич. футов), ориентировочно европейский A-B

   • Субкомпакты (sub-compact cars, subcompacts, 85-99,9), ориентировочно европейский С

   • Компакты (compact cars, compacts, 100—109,9), ориентировочно европейский C-D

   • Среднеразмерные автомобили (mid-size cars, intermediates, 110—119,9), ориентировочно европейский D-E

   • Полноразмерные автомобили (large cars, full-size cars, standard size cars, 120 и более), ориентировочно европейский F

    Канада

   Канадская классификация легковых авто схожа с американской, с одним отличием: объем салона устанавливается в литрах.

Класс Two-seater Subcompact car Compact car Mid-size car Full-size car
Объем салона не определено
(двухместный)
до 2830 л 2830-3115 л 3115-3400 л более 3400 л

   Китай

   Китайская классификация легковых авто зависит от габаритов авто и объема двигателя. Кстати, названия классов весьма схожи с европейской системой.

   Китайская классификация носит название —  China Automotive Technology and Research Center (CATARC)

   • Small cars, или A0-segment: длина до 4 м (приблизительно соответствует европейским A- и B).

   • Category A (A-segment): автомобили с двухъобъемными кузовами длиной от 4 до 4,5 м, или с трехъобъемными двигателем до 1600 см³.

   • Category B (B-segment): автомобили длиннее 4,5 м с двигателями свыше 1600 см³.

   • Multi-Purpose Vehicles, или MPV: более 2х рядов сидений.

   • Sport Utility vehicles, или SUVs: внедорожники.

   Дополнительная классификация легковых автомобилей

   G1 — класс купе;

   G2 — купе премиум;

   H1 — кабриолеты и родстеры;

   H2 — кабриолеты и родстеры премиум;

   I — универсалы повышенной проходимости;

   K1 — легкие внедорожники;

   K2 — средние внедорожники;

   K3 — тяжелые внедорожники;

   K4 — пикапы;

   L — минивэны;

   M — малые коммерческие (он же – «каблук»).

   Дополнительная классификация для внедорожных автомобилей

   Премиум-класс – представительские автомобили. Главную роль играет внешний вид и стоимость начиная от 100 000 долларов.

   Кроссоверы – автомобили хорошо управляемые как на твёрдом покрытии, так и на грунтовой дороге и слабопересечённой местности. Отличается наличием подключаемого полного привода и независимой подвески всех колёс.

   SUV(Sport Utility Vehicle) – внедорожники универсального применения. Как для трасс, так и для серьёзного бездорожья. Обладают полным приводом, независимой передней подвеской и понижающей передачей в раздаточной коробке.

   Классические внедорожники – автомобили обладающие отличной проходимостью и прочностью. Обладают несущей рамой, понижающей передачей и неразрезными мостами.

   Универсалы повышенной проходимости – отличаются от обычных универсалов увеличенным клиренсом.

   Пикапы – отличаются наличием маленького кузова сзади.