ОСАГО в 2017 году — что изменится

ИЗМЕНЕНИЯ ОСАГО 2017

С 1 января 2017 года закон об ОСАГО уже получил изменения и будет работать по-новому. Но пока это несущественные изменения. Например такие, как обязанность для всех без исключения страховых компаний с 1 января 2017 года оформлять электронные полисы ОСАГО. Что поменялось в работе этого закона и какие нововведения ждут автовладельцев в новом 2017 году? Давайте попробуем разобраться. Скажем сразу — изменится закон об ОСАГО уже к весне 2017 года практически полностью.

Что нового в процедуре страхования ОСАГО в 2017 году и оформлении страховки ОСАГО?

В прошлом году в Закон об обязательном страховании вносились изменения и ремарки.

Что остается неизменным, и что изменится в 2017 году:

1. Расчеты по выплатам

В 2015 г повысились выплаты по ущербу, причиненному имуществу — 400 000 руб.

В тех случаях, когда причинен ущерб жизни или здоровью, то потерпевший в праве претендовать на гораздо большую сумму — в размере 500 000 руб. В 2016 году сумма оставалась прежней. Те же суммы переходят и в 2017 год.

Данное нововведение послужило логическим ходом поправок, принятых еще ранее в 2014 г, о возрастании общей суммы от выплат по договорам. До этого расчеты происходили только согласно результатам лечения, что несло массу неприятностей.

При введении в силу новых правил будет достаточно предоставить уведомление от врача о получении ущерба здоровью. Повышение уровня выплат исходит от необходимости в данной процедуре.

2. Максимальные расчеты по Европротоколу

Европротокол – это документ, который составляют участники ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД. Он заключает в себе юридическую силу для страховщиков.

Документ призван сделать проще жизнь автолюбителей и позволяет в определенных случаях решить вопрос о достижении согласия в споре без привлечения сотрудников госорганов.

Упрощенная процедура оформления важнее в больших городах, где огромное количество ДТП имеют минимальный ущерб, а время до прибытия ГИБДД исчисляется в нескольких часах, являясь причиной огромных пробок в итоге.

Изменения произошли в 2016 году в суммах по выплатам, касающимся Европротокола. Сумма возросла до 50 000 руб. (но лица, оформившие страховые полиса до 2 апреля 2014г, получат лишь половину этой суммы).

Закон об обязательной автогражданской ответственности перечисляет условия данного акта:

  1. Когда сумма ущерба не больше имеющегося «потолка» (50 тыс. руб.).
  2. При условии, что отсутствует причинение вреда жизни, либо здоровью участникам и окружающим.
  3. Обязательно наличие у обоих ОСАГО.
  4. Конечно же, при отсутствии расхождений в определении виновника аварии.

3. Возмещения напрямую

Когда складывается ситуация возможности погашения убытков напрямую, если в ДТП 2 участника, то потерпевший может обратиться только к своему страховщику.

До этого можно было обратиться и к страховой виновника происшествия, что вело к неудобствам в расчетах выплат страховки.

4. Допустимый износ авто, частей, агрегатов

Этого параметра придерживаются с 2014 г, при определении суммы платежей. Раньше он достигал 80%, на сегодняшний момент максимальное значение износа достигает 50%.

Убытки, понесенные на запчасти и агрегаты, рассчитываются с учетом старения комплектующих и деталей, которые заменяются при ремонте после ДТП.

Такие новшества позволяют компенсировать часть стоимости продажи авто на рынке б\у автомобилей, ведь после аварии они оцениваются намного дешевле.

5. Штрафы при вождении без полиса

Когда у водителя нет при себе страхового полиса – это штраф в размере 500 руб.

Если же страховка не приобреталась, то сумма штрафа будет 800 руб.

На только что купленное авто действует в течение 10 дней право, когда можно управлять им без ОСАГО.

6. Конфликтные ситуации между застрахованным и компанией-страховщиком

С принятием поправок налажена система взаимодействия страхователя и компании-страховщика.

Раньше некоторые владельцы авто решали спор с компанией-страховщиком в частном порядке для получения подходящего размера выплаты.

Новые принятые правила внесли ясность в саму процедуру взаимоотношений. Если потерпевший не удовлетворен выплаченной суммой, то единственно возможным способом решения конфликта будет судебное разбирательство.

 

7. Определение зоны действия ответственности

Ранее, при ДТП в городском дворе, либо на территории частного дома страховщик уходил от возмещения вреда.

После вступления в силу поправок зона действия страхового случая сформулирована точно: дворы, места парковки, действие эвакуатора.

8. Выбор сервиса

По старому закону выбор сервиса по ремонту был открыт. Еще в 2015 году в законе об обязательном страховании оставлялось право на выбор места ремонта только за компанией-страховщиком.

В таких случаях есть свои плюсы и минусы:

  1. К минусам можно отнести – отсутствие возможности у автолюбителя выбрать свою сервисную фирму.
  2. Плюсы – это ответ за плохой сервис от компании и ответственность, которая ложиться на нее полностью.

9. Приобретение полиса автогражданской ответственности

Действие закона об ОСАГО началось еще с 2002 года, и старые расчеты уже не годятся из-за инфляции и роста цен. Увеличение выплат положительно сказалось на позиции автостраховщиков — хоть и не без негативных факторов.

Многие страхующие организации заявляют о снижении прибыли в сфере страхования в России и просят дополнительного госфинансирования — но, несмотря на все эти просьбы, ни одну компанию с рынка автострахования не прогонишь.

Эксперты утверждают, что прибыль компаний от взносов в последние годы выросла практически в 2 раза! Логичным ответом на повышение суммы выплат стало удорожание стоимости полисов страхования, санкционированное страховыми компаниями. Рост цен повлек появление огромного количества подделок под страховки больших компаний.

Большинство автолюбителей просто-напросто стали пренебрегать покупкой дорогой страховки, не обращая внимания на повышение штрафов.

С 21 июля 2014 года был изменен порядок процесса обязательного страхования, регулируемый ст. 15 Закона об обязательном страховании.

Дана возможность покупки полиса ОСАГО путем электронных продаж, что позволило:

  1. В значительной степени укоротить процедуру приобретения полиса.
  2. Практически избавится от очередей в некоторых субъектах Российской Федерации.
  3. Оградить автовладельцев от навязывания услуг недобросовестными сотрудниками страховых организаций.

Процесс представляет собой порядок регистрации полиса ОСАГО на сайте нужной страховой компании, имеется в виду использование информационных технологий, оплата и получение страхового полиса на руки через некоторое время.

В 2016 году система приобретения страховых полисов прошла некоторые изменения: получение полиса требует наличия электронной цифровой подписи — но далеко не все страховые организации предоставляют данный вид услуг, процесс обработки информации на данном этапе достаточно «сырой» и недоработанный.

РЕМОНТ ВМЕСТО ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ОСАГО

Замена денег ремонтом на СТО – это пожалуй самое ожидаемое изменение в закон об ОСАГО, которое полностью перепишет заново весь порядок взаимодействия автомобилистов со страховыми компаниями. В настоящее время законопроект о замене денежной страховой выплаты ремонтом на СТО прошел первое чтение. Уже весной 2017 года закон будет принят и начнет свою работу.

Вполне возможно, что уже с лета 2017 года по страховке ОСАГО водителю, попавшему в ДТП и обратившемуся в свою страховую компанию с полисом ОСАГО, после оформления документов и осмотра автомобиля будет вручаться направление на ремонт автомобиля на СТО. Причем станцию технического обслуживания выбирать будет не автомобилист, а страховая компания. Понятно, что таким образом законодатель защитил страховые компании от возможной попытки автомобилиста договориться с дружеским автосервисом по ремонту автомобиля с последующим денежным «откатом» части страховой выплаты.

В конце 2017 года автодилеры попытались пролоббировать поправки в закон об ОСАГО, которыми они хотели обязать автовладельцев производить ремонт по ОСАГО новых автомобилей возрастом до 3-х лет исключительно в дилерских автоцентрах. Однако, данная поправка по вполне разумных причинам не была принята, так как при одобрении обязанности ремонта по ОСАГО на СТО у дилера стоимость такого ремонта в подавляющем большинстве случаев не покрывалась бы страховкой ОСАГО, так как цены на ремонтные работы от дилера всегда выше среднерыночных.

Есть у замены денежной выплаты по ОСАГО ремонтными работами на СТО и свои плюсы. Так, например, износ транспортного средства при принудительном ремонте по ОСАГО теперь не будет учитываться страховой компанией. Ради проталкивания принудительного ремонта страховщики согласились даже на такой шаг в пользу автомобилистов. Ремонт без учета износа по ОСАГО будет, конечно же, положительно воспринят автомобилистами.

Замена денежной выплаты ОСАГО принудительным ремонтом позволит так же отсечь с этого спорного рынка автоюристов, перекупщиков долгов по ОСАГО, которых в стране с каждым годом становилось все больше и больше. Автоюристы и адвокаты по ДТП теперь будут больше заниматься делами по страховым случаям ОСАГО в части взыскания ущерба, морального вреда и 50% штрафа в случае некачественного или не полного ремонта автомобиля. Качество ремонтных работ наших автосервисов вызывает большие вопросы и нарекания, поэтому автомобилисты, конечно же, будут использовать Закон «О защите прав потребителей» в свою пользу и с придиркой проверять полноту и качество проведенного в рамках ОСАГО ремонта, а при наличии погрешностей в ремонте – смогут возместить свой ущерб и вполне справедливо неплохо заработать на страховом случае. В настоящее время в судах слушается не так много судебных споров между автовладельцами и автосервисами по вопросу качества проведенного ремонта истца после получения им страховой выплаты. И это вполне понятно. Сегодня подавляющее большинство граждан, получивших деньги по ОСАГО от страховой компании или посредника-автоюриста, сознательно обращается в дешевый автосервис с одной лишь целью – сделать недорогой ремонт автомобиля, при котором от полученных по ОСАГО денег осталась хоть какая-то маржа. С заменой денежной выплаты по СОАГО ремонтом на СТО страховщика всё, конечно же, поменяется, и суды столкнуться с наплывом истцов, требующих возмещения вреда по некачественному ремонту своих автомобилей.

На сегодняшний день в Госдуме РФ рассматривается законопроект, который предполагает, что ремонт вместо денег по ОСАГО имеет ряд исключений. В некоторых случаях, гражданин может получить денежную выплату и отказаться от ремонта автомобиля на СТО. Давайте рассмотрим эти случаи:

  • В результате аварии произошло полное уничтожение автомобиля и чинить уже нечего (тотальная гибель);
  • Если стоимость ремонтных работ и запчастей получается выше суммы предполагаемой страховой выплаты (например, стандартные 400 тысяч рублей) и автовладелец не желает доплачивать недостающую для производства ремонта денежную сумму;
  • Если страховая компания не сможет по каким-то причинам организовать ремонт автомобиля в СТО, которую изначально выбрал гражданин при заключении договора страхования из предложенных страховой компанией станций технического обслуживания;
  • Страховая компания не может, не успевает организовать ремонтные работы в соответствии с требованиями правил Банка России (к примеру, не успевает организовать ремонт машины в течение 30 дней после обращения клиента в страховую компанию);
  • Автовладелец не хочет делать ремонт на СТО, а хочет получить деньги, и специальная комиссия РСА, рассмотрев заявку этого гражданина, пошла ему навстречу, например, из-за его тяжелого материального положения;
  • Страховая компания и автовладелец письменно пришли к соглашению о выплате денег вместо ремонта по ОСАГО и гражданин согласен с предложенной (конечно же — существенно заниженной) денежной суммой, которой, по его мнению, хватит для самостоятельного ремонта машины.

Положительным моментом изменений на рынке ОСАГО в виде замены выплаты денег ремонтом автомобилей может стать постепенное принудительное улучшение качество работы автосервисов, с целью исключения последующего ремонту спора с автовладельцем относительно качества проделанной работы. Однако как это скажется на цене такого ремонта, в том числе как отразится на стоимости ремонта отсутствие конкуренции принудительных ремонтных работ по ОСАГО – покажет время. Возможно, изменения ОСАГО 2017 года станут полезны для автовладельцев.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОЛИС ОСАГО

Итак, еще одни изменения в ОСАГО — с 1 января 2017 года в России вступили в законную силу поправки в закон об ОСАГО, и теперь все без исключения страховые компании обязаны выдавать электронные полюсы ОСАГО и заключать договоры ОСАГО через интернет в электронном виде с любым обратившимся по сети клиентом. С 2017 года, после того, как клиент по интернету подаст заявку о заключении договора страхования, страховая компания направляет на электронный адрес клиента страховой полис ОСАГО и размещает в личном кабинете клиента на сайте копию полиса ОСАГО, которую пользователь сможет скачать в любой момент. После оформления электронного полиса ОСАГО, его можно распечатать и возить с собой в автомобиле, либо, при недоверии современным технологиям, можно обратиться в страховую компанию и получить привычный бумажный бланк оформленного по интернету страхового полиса ОСАГО.

Предполагается, что выдача страховыми компаниями полисов ОСАГО сможет устранить нарушение прав граждан по навязыванию недобросовестными страховыми компаниями дополнительных услуг при оформлении договоров страхования. Как известно, почти все страховые компании весь 2016 год ухищрялись и придумывали всяческие способы навязать допуслуги своим клиентам. Для того, что бы получить полис ОСАГО без дополнительно навязанных услуг страховых компаний гражданам в 2016 году приходилось отстаивать большие и искусственно созданные страховщиками очереди в их офисах или ждать появление якобы дефицитных бланков полисов ОСАГО. В 2017 году эти препоны со стороны страховых компаний по оформлению договоров ОСАГО уйдут в прошлое, в том числе благодаря появлению возможности получить полис ОСАГО через интернет.

Стоит заметить, что в 2016 году эксперимент по выдаче электронных страховых полисов ОСАГО проводился в нескольких регионах РФ, в том числе в Ростовской области. Нехотя и со скрипом, страховые компании наладили данную электронную услугу в экспериментальных регионах, в результате чего за полгода клиентам было выдано несколько десятков тысяч электронных страховых полисов ОСАГО. Однако, в 2016 году страховые компании не обязаны были заниматься выдачей электронных страховых полисов ОСАГО, и осваивали эту процедуру в добровольном порядке в качестве эксперимента. С 1 января 2017 года выдача электронных страховых полисов ОСАГО стала обязанностью для страховщиков, за нарушение которой им грозит приличный штраф и отзыв лицензии. Эти изменения ОСАГО 2017 года однозначно идут на пользу автомобилистам.