Прости, Грета. Или будут ли отказываться от ДВС ведущие мировые автопроизводители

Сегодня информационное пространство заполнено сообщениями об электромобилях и бодрыми заявлениями о том, что вскоре тот или иной город, та или иная страна запретит использование автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями. Такой информационный шум создает иллюзию конца эпохи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Но так ли это на самом деле? Наш канал разобрался в этом вопросе, и оказалось, что слухи о смерти ДВС слишком преувеличены.

Стоимость производства электромобилей сравняется по стоимости производства машин на двигателях внутреннего сгорания (ДВС) к 2024 году, считают аналитики крупнейшего швейцарского финансового холдинга UBS. После этого отказ от транспорта на базе ископаемых видов топлива станет неизбежным, говорят исследователи, на которых ссылается английское издание The Guardian.

Разница в стоимости производства электрических автомобилей и машин на ДВС к 2022 году составит всего $1900 за одну единицу, считают эксперты, а к 2024 году она исчезнет полностью. Исследование швейцарских аналитиков основано на свежем анализе сферы производства батарей для электромобилей семью крупнейшими поставщиками этого оборудования. По мнению экспертов, достижение паритета в стоимости производства компонентов для электромобилей и ДВС-транспорта является ключевым фактором, который заставит мир отказаться от использования ископаемых видов топлива. Наш канал бы добавил развитого мира, а не всей планеты.

Стоимость электромобилей по-прежнему существенно превосходит стоимость автомобилей обычных версий, что ограничивает их продажи. Например, цена на новую модель Volkswagen Golf начинается с 20 280 британских фунтов. В свою очередь цена на электрическую модель Volkswagen ID.3, позиционирующуюся в качестве первой массовой модели электромобиля немецкого автоконцерна, стартует с 30 000 британских фунтов. Крупнейший британский автоконцерн Jaguar Land Rover оценивает свой единственный полностью электрический автомобиль Jaguar I-Pace в 64 495 британских фунтов, даже с учётом всех программ государственной поддержки, направленных на повышение спроса на электрический транспорт. Стоимость аналога Jaguar F-Pace на базе ДВС в свою очередь начинается с 44 845 британских фунтов. Отмечается, что стоимость самого аккумулятора может достигать четверти или как минимум 1/5 от стоимости всего электромобиля.

Специалисты считают, что быстрое снижение стоимости батарей приведёт к гораздо более быстрому переходу на электрический транспорт. «После 2025 года причин к покупке машины на ДВС не останется», — комментирует Тим Буш (Tim Bush), аналитик UBS.

Заметьте, все очень бодро и оптимистичненько. Так ли это на самом деле?

 

 

Власти многих европейских городов постепенно увеличивает количество зон, куда въезд автомобилям с ДВС запрещен. В Калифорнии (США) продажа и покупка авто с ДВС будет запрещена уже в 2035 г. Эти и другие регулярные сообщения о том, что “грязный” транспорт на бензине и дизтопливе вот-вот окажется под запретом. Согласитесь, такой информационный фон сильно контрастирует, если выйти на улицу российского мегаполиса и посмотреть на поток автомобилей, движущийся по оживленной магистрали. В нем вы не обнаружите электромобилей. Это будет первым ударом по сознанию, который ставит все на свои места между виртуальным информационным фоном и нашей реальностью: нынешней и ближайшей перспективной.

 Разговор об отказе от ДВС завели в Евросоюзе, в связи с так называемым “Зеленым соглашением”. В соответствии с ним, в модельной линейке автомобильных производителей каждый год должно появляться все больше и больше электрокаров и гибридов. Тогда они будут укладываться в нормы вредных выбросов и их не оштрафуют. Тем не менее, такие немецкие автомобильные гиганты, как  Audi, Mercedes-Benz и Porsche заявляют, что, несмотря на тенденцию электрической мобильности, списывать в утиль автомобили с ДВС, да и сами силовые агрегаты внутреннего сгорания — пока рановато.

Глава отдела исследований и разработок Audi Маркус Дюсманн считает, что компании не стоит отказываться от развития двигателей внутреннего сгорания, несмотря на то, что марка собирается до 2025 года вывести на рынок 20 чистых электромобилей и подзаряжаемых гибридов. Об этом он заявил в интервью изданию Automotive News. По словам Дюсманна, поскольку спрос на машины с ДВС есть, в том числе и на модификации с дизельными двигателями, отказываться от них преждевременно. Больше того, босс Audi считает, что дизели — самые эффективные из всех двигателей внутреннего сгорания. Топ-менеджер также предполагает, что дизельные машины все еще будут какое-то время популярными в Европе, пока власти их окончательно не запретят. А вот на развивающихся рынках наибольшим спросом продолжат пользоваться автомобили с бензиновыми двигателями.

Технический директор Volkswagen AG Маттиас Рабе уверен, что у двигателей внутреннего сгорания все еще есть будущее, несмотря на ужесточение требований по выбросам диоксида углерода (CO2). Это будущее он связывает с синтетическим топливом, сделанным из биомассы или биоматериалов. И приводит в пример авиационную промышленность, где синтетическое топливо используется уже давно и пользуется большим спросом. В интервью британскому изданию Autocar Рабе заявил, что «ДВС будут жить дольше, чем предсказывают некоторые люди… Мы очень серьезно относимся к нашим целям в отношении выброса CO2 и хотим быть примером для подражания, но это не означает, что мы откажемся от двигателя внутреннего сгорания», — сказал Рабе.

Это смелое заявление, с учетом того, что VW намерен стать мировым лидером по производству электрического транспорта и к 2029 году выпустить 75 полностью электрических автомобилей, а также 60 подзаряжаемых гибридов (PHEV).

Даже в Daimler AG, выпускающей легковые автомобили Mercedes-Benz, несмотря на то, что здесь создали отдельный электрический бренд EQC и планируют полностью электрифицировать весь модельный ряд, очень осторожно относятся к ДВС. На прошлой неделе Производственный совет Daimler предостерег автопроизводителя от сосредоточения внимания исключительно на электромобильности.

 

Если посмотреть на происходящее объективно, станет понятно, что речь идет не только о праве выбора. Далеко не последнюю роль играют деньги. Ведь весь мировой автопром больше столетия вкладывал огромные средства в разработку и усовершенствование ДВС. Кроме того, отказываясь от ДВС, автомобильные гиганты с давней историей, как бы “обнуляются”, открывая дорогу китайским производителям электрокаров и многочисленным стартапам. Не говоря уже об интересах крупнейших производителей и продавцов углеродного топлива, и их разветвленных сетях АЗС.