Когда речь заходит о советском автопроме, все сразу вспоминают «копейку» — народную героиню, или «девятку» — последний всплеск эпохи. Но между ними была настоящая легенда, автомобиль с особым статусом. Для одних — первая иномаркоподобная машина. Для других — предмет вожделения. А для всех без исключения — «Шаха», «шестерка», «шестерочка». Скромная и великая ВАЗ-2106.
Это была не просто машина. Это был социальный лифт. Показатель статуса. Мечта инженера, удачливого токара и молодого парня, вернувшегося из армии. И у каждого, кто имел к ней отношение, своя история.
«Король советских дорог»
Появившись в 1976 году, «шестерка» сразу заняла пустующую нишу «престижного» автомобиля для среднего класса. Да, были «Волги», но это была казенная, начальственная машина. А «шестерка» — своя, народная, но при этом — самая роскошная из доступных.
Что в ней было такого особенного? Все!
-
Внешность: Решётка радиатора с «хромом» (на самом деле с глянцевым пластиком), большие фары, фонари под американский стиль, молдинги по бокам. После аскетичных «жигулей» предыдущих моделей она смотрелась иномаркой.
-
Салон: Велюр! Раньше это была неслыханная роскошь. Тканевые дверные карты, вместо голого дерматина. Приборная панель с тахометром и вольтметром — для настоящих ценителей техники. И та самая, ставшая легендарной, «шахматка» на сиденьях.
-
Характер: 1.6-литровый двигатель мощностью в 75 лошадиных сил был для своего времени вполне бойким. «Шестерка» была резвее своих младших сестер и на трассе чувствовала себя увереннее.
Помню, как мой дядя, капитан милиции, пригнал новенькую, белую «шаху» в 1984 году. На всю улицу это был праздник. Все соседи вышли посмотреть. Мужики ходили вокруг, цокали языком, оценивающе щупали резину, а дети заглядывали в салон, мечтая потрогать тот самый велюр.
«Невыдуманные истории»
Жизнь «шестерки» была богата на события. Это не просто машина, это был полноценный член семьи и верный товарищ.
Случай первый: «Свадьба на шестерке»
В конце 80-х иметь на свадьбе кортеж из «шестерок» — это был высший пилотаж. «Восьмерки» и «девятки» были еще в проекте, а «Волги» — слишком официозны. Помню, как друг отца, дядя Коля, договорился на своей работе в НИИ о целых пяти белых «шахах» для свадьбы племянника. Машины мыли сутки, натирали до блеска, на лобовые стекла прикрепили кукол. И когда этот белый кортеж ехал по деревне — это был настоящий парад. Для жениха это был один из самых запоминающихся моментов дня, круче, чем каравай.
Случай второй: «Ремонт в чистом поле»
«Шестерка» славилась своей ремонтопригодностью. История от моего деда, заядлого рыболова. Они поехали на рыбалку за сто километров от города, на старом «Москвиче». Назад возвращались ночью, и «Москвич» сломался — порвался ремень ГРМ. Стоят в чистом поле, темно, до города далеко. Вдруг видят — фары. Останавливается… «шестерка». Водитель, мужик лет пятидесяти, выслушал проблему, полез в свой багажник и достал… лишний ремень ГРМ. «У меня тоже шестерка, — сказал он. — Ремень подходит. Бери, только потом верни». Так и сделали. Через неделю дед нашел того мужика через знакомых и вернул ремень. Вот она, мужская солидарность владельцев «Жигулей».
Случай третий: «Первая иномарка»
Для многих «шестерка» стала трамплином в мир настоящих иномарок. Мой сосед, Сергей, купил свою первую «шаху» в 92-м году, почти задаром — уезжавшие немцы продали ее за три сотни баксов. Он ее отремонтировал, покрасил и два года работал на ней таксистом. Накопил денег, продал уже подороже свою надежную труженицу и купил подержанную «Тойоту». «Она меня выучила на всю жизнь, — говорит он. — На ней я понял, что такое машина, изучил ее до винтика. А главное — она никогда не подводила. Отдавал почти с слезой».
«Закат легенды»
Производство «шестерки» продержалось до 2002 года на заводе ИЖАвто, а в Тольятти ее сняли с конвейера еще в 2001-м. Мир изменился. Появились доступные иномарки, и даже самая ухоженная «шаха» не могла конкурировать с ними по комфорту и надежности.
Но для тех, кто застал ее расцвет, ВАЗ-2106 навсегда останется не просто железом. Это символ целой эпохи — времени, когда статус измерялся не лошадиными силами, а хромированными молдингами на крыльях, времена простых решений и настоящей, невыдуманной романтики дорог.
Она была первой машиной, которая была не просто средством передвижения, а предметом гордости. И в этом ее главная, недостижимая для многих современных автомобилей, ценность.

