Когда вы покупаете билет на самолет, что первым делом делает большинство? Правильно, пытается выбрать место у иллюминатора. Мечтают сфотографировать облака, закат над крылом и огни ночного города. Я тоже так делал. Пока не понял, что совершаю огромную ошибку.

За годы перелётов, командировок и отпусков я просидел у окон не один десяток часов. И теперь я твёрдо уверен: место у окна — худший выбор в салоне. И вот почему.

«Ловушка для фотографа»

Давайте начистоту: 95% ваших снимков из окна самолёта — это мутное стекло с бликами, царапинами и потёками. Тот самый идеальный кадр с идеально чистым небом бывает раз на сотню рейсов. Остальное время вы будете пытаться протирать стекло рукавом, снимать под разными углами и в итоге получите одно разочарование.

Помню, летел я над Альпами. Вид был потрясающий — заснеженные пики, долины. Я схватился за телефон, а мой сосед, седой бывалый путешественник, только усмехнулся: «Охотник за облаками?». Я тогда не понял его иронии. Пока не увидел в своей галерее десяток абсолютно одинаковых снимков серого одеяла из облаков. Его же снимок, сделанный с телефона из прохода, был ничуть не хуже.

А самое главное, пока вы возитесь с камерой, вы пропускаете сам вид. Вместо того чтобы живыми глазами смотреть на эту красоту, вы смотрите на нее через экран смартфона. Игра не стоит свеч.

«Тюрьма у иллюминатора»

Самое очевидное, но почему-то самое игнорируемое неудобство. Вы заперты. С двух сторон — стенка самолета, с третьей — соседи. Чтобы выйти, вам придётся будить спящих людей, заставлять их вставать, отодвигать кресла.

На шестом часу полёта из Бангкока я понял, что значит быть в ловушке. Два моих соседа сладко спали, а мне отчаянно хотелось в туалет и просто размять ноги. Пришлось выбирать: мучиться ещё два часа или устраивать унизительный акробатический этюд, пытаясь перелезть через спящего дядечку. Я выбрал второе. Больше никогда.

Человек создан для движения. Длительное сидение в одной позе — это риск тромбозов, отёков и просто дискомфорта. Сидя у прохода, вы можете в любой момент встать, потянуться, пройтись до туалета, не спрашивая ни у кого разрешения. Это бесценное чувство свободы.

«Холод и сквозняк»

Конструкция самолета такова, что именно у иллюминатора — самое холодное место. Обшивка фюзеляжа охлаждается на высоте, и этот холод буквально сочится через пластик и стекло. Даже если в салоне комфортная температура, у окна всегда будет прохладнее.

Я всегда беру с собой в салон кофту, но однажды, на рейсе в Норильск, этого было мало. Летел ночью, снаружи было под -60. Лёгкий холодок от стенки чувствовался даже сквозь одеяло, которое выдала стюардесса. С тех пор я предпочитаю сидеть в проходе, в «сердце» салона, где всегда теплее.

«Солнечный ожог на 10 000 метров»

Окно в самолете — это гигантский увеличительный экран. На высоте в десять километров вы ближе к солнцу, и ультрафиолетовые лучи бьют с утроенной силой. Если вы сидите у окна несколько часов подряд, особенно днём, вы рискуете заработать самый неожиданный солнечный ожог.

Был у меня такой опыт. Летел днём над облаками. Сначала грелся в лучах с удовольствием, а к концу полёта понял, что левая половина моего лица и рука изрядно покраснели. Теперь я знаю: если и сидеть у окна, то только с солнцезащитным кремом. А оно вам надо?

«Так где же сидеть?»

Опытные путешественники, «налетавшие» сотни тысяч миль, почти всегда выбирают… место у прохода. Или, на худой конец, посередине. Почему?

  • Свобода: Встал и пошёл, когда захотел.

  • Пространство: Можно немного вытянуть ногу в проход, чтобы размяться.

  • Общение: Проще поймать взгляд стюардессы и попросить воды или ещё одно одеяло.

  • Нет толчков: Вас не будут беспокоить другие пассажиры, которые хотят выйти.

Вид? А какая разница, откуда смотреть на облака? Их прекрасно видно и с кресел в проходе. А для настоящих видов есть взлёт и посадка — можно встать и посмотреть в ближайшее свободное окно.

Так что в следующий раз, выбирая место, хорошенько подумайте. Стоит ли мимолётный кадр в Instagram нескольких часов дискомфорта, холода и ощущения, что ты в заточении? Я для себя ответил на этот вопрос. А вы?