В конце шестидесятых годов Советский Союз остро нуждался в грузовых автомобилях средней тоннажности. А своих авто производителей критически не хватало.

Одним из методов устранения возникшего дефицита было принято решение о закупке машин в Японии – одного из крупнейших производителей такой техники.

Договорившись с производителями и правительством этой страны, СССР закупил испытательную партию Японских машин в количестве 10 штук.

В этой партии были представлены грузовики четырех производителей:

  • Nissan (Нисан);
  • Mitsubishi (Митсубиси);
  • Hino (Хино);
  • Исузу (Isuzu).
Японский самосвал Исузу.
Японский самосвал Исузу.

Все эти машины были переданы в предприятия Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности. Контроль над испытаниями был поручен «Дальлесимпорттехника» и Центрального НИИ механизации и энергетики лесной промышленности.

В ходе испытаний все автомобили Японских фирм не получили положительной оценки от контролирующих испытания органов.

Дело в том, что эти машины совсем не подходили для работы в условиях Советского Союза.

Ни у одного из испытуемых Японских грузовиков не было гидроусилителя руля, кабины были не подготовлены к морозам, КПП не имели синхронизаторов, и было еще много всяких технических нюансов, усложняющих работу шофера.

Но это только полбеды.

Двигателя всех представленных машин не запускались в мороз ниже -10. Ходовая часть не выдерживала наших дорог и бездорожья.

В машинах рвались крестовины карданов, выходили из строя гидравлические и пневматические магистрали. Электрика тоже не могла справиться с интенсивной нагрузкой испытаний. Даже рамы давали трещины.

По прошествии нескольких месяцев эксплуатации пробной партии Японских грузовиков институт НАМИ предоставил отчет. В нем Японская техника получила неудовлетворительную оценку.

Вот лишь короткая цитата из отчета НАМИ:

Эти автомобили для эксплуатации в условиях предприятий лесной промышленности Дальнего Востока не приспособлены, а их эксплуатационные качества не отвечают требованиям, предъявляемым к современным автомобилям данного класса. Дальнейшая закупка этих автомобилей нецелесообразна. По эксплуатационным качествам и надежности автомобили производства японских фирм значительно уступают автомобилям-самосвалам и лесовозам отечественного производства.

Тем не менее, правительство СССР, опираясь на мнение НАМИ, выяснили, что самыми лучшими из худших машинами оказались Митсубиси-Фусо (Mitsubishi-Fuso). Именно их и было решено закупить в количестве 1000 штук.

Но прибывшая в Японию делегация Министерства автомобильной промышленности СССР не смогла заключить контракт на поставку этих грузовиков из-за отказа самой корпорации Mitsubishi.

Интересна причина отказа Mitsubishi от столь выгодного контракта!

Узнав о результатах испытаний, руководство компании Митсубиси приняло решение не продавать свои автомобили, что бы не запятнать имидж марки.

Вот, как об этом было написано в отчете:

… проявила большее чувство ответственности за свою продукцию, чем некоторые другие японские фирмы, и заявила, что сможет начать поставку автопоездов в Советский Союз не ранее, чем через 2 года – после проведения необходимых конструктивных доработок.

Лесовоз Коматсу-Ниссан более позднего выпуска.
Лесовоз Коматсу-Ниссан более позднего выпуска.

По итогу испытаний и работы делегации, СССР закупил партию грузовых автомобилей Komatsu-Nissan (Коматсу-Ниссан).