Весной 1975 года лондонцы стали свидетелями необычного зрелища: по водам Темзы стремительно скользил белоснежный корабль футуристического вида, больше напоминавший космический аппарат, чем речное судно. Для британцев, привыкших к чопорным традициям и сдержанной эстетике, появление советского судна на подводных крыльях «Ракета-10» стало настоящим культурным шоком. Как же творение советских инженеров оказалось в самом сердце капиталистического мира?

Дипломатия на подводных крыльях

1970-е годы стали периодом «разрядки» в международных отношениях. СССР активно искал новые пути демонстрации своих technological достижений западному миру. И если в 1950-60-е годы главным козырем был космос, то в 1970-е на первый план вышли гражданские технологии.

Судно на подводных крыльях «Ракета» идеально подходило на роль «посла доброй воли»:

  • Скорость до 70 км/ч против 20-30 км/ч у традиционных судов

  • Футуристический дизайн Ростислава Алексеева

  • Комфорт для пассажиров (кондиционирование, удобные кресла)

  • Экономичность в эксплуатации

Теплоход на подводных крыльях «Ракета» на Темзе, 1975
Теплоход на подводных крыльях «Ракета» на Темзе, 1975

Советское внешнеторговое объединение «Судоимпорт» разработало амбициозный план: отправить два судна («Ракета-10» и «Метеор») в масштабный рекламный тур по Европе.

Триумфальное шествие

Маршрут советских теплоходов впечатлял:

  1. Выход из СССР по Дунаю

  2. Средиземное море с заходом в порты Югославии и Италии

  3. Преодоление Гибралтара

  4. Атлантическое побережье Франции

  5. Пролив Ла-Манш

  6. Финальная точка — Лондон

Кульминацией тура стало участие в одной из крупнейших мировых морских выставок — Offshore International 75, проходившей на Темзе с 3 по 14 сентября 1975 года.

Шок и восхищение: как встречали «Ракету»

Реакция лондонцев была беспрецедентной:

  • Журнал «The Motor Ship» писал: «Советские суда на подводных крыльях демонстрируют engineering quality высочайшего уровня»

  • Daily Express сравнивал «Ракету» с «космическим кораблём, приземлившимся на Темзе»

  • Тысячи лондонцев специально приходили на набережные, чтобы сфотографировать необычного гостя

Особенное впечатление произвела демонстрация ходовых качеств: «Ракета» выполняла скоростные проходы мимо Тауэра и Вестминстерского моста, эффектно выходя на крылья прямо на глазах у изумлённой публики.

За кулисами визита

Малоизвестные детали того вояжа:

  • Экипаж прошёл специальную подготовку по работе в условиях интенсивного судоходства Темзы

  • На борту находились переводчики и представители КГБ (по требованиям протокола)

  • Советские моряки жили на борту судна — британские власти не предоставили им береговой accommodation

  • Теплоход на подводных крыльях «Ракета» на Темзе, 1975
    Теплоход на подводных крыльях «Ракета» на Темзе, 1975

    За время стоянки «Ракету» посетили представители 17 судоходных компаний Европы и Азии

Наследие визита

Прямым результатом лондонского вояжа стали контракты на поставки советских СПК в:

  • ФРГ (линии по Рейну)

  • Нидерланды

  • Финляндию

  • Югославию

  • страны Ближнего Востока

Но главное значение было политическим — СССР продемонстрировал, что может создавать не только военную технику, но и гражданские продукты мирового уровня.

Сегодня «Ракета-10» в Лондоне остаётся символическим моментом истории — кратким периодом, когда технологический прогресс преодолевал идеологические барьеры. И доказательством того, что даже в разгар Холодной войны находились мосты (и суда), способные соединять разные миры.