Весной 1975 года лондонцы стали свидетелями необычного зрелища: по водам Темзы стремительно скользил белоснежный корабль футуристического вида, больше напоминавший космический аппарат, чем речное судно. Для британцев, привыкших к чопорным традициям и сдержанной эстетике, появление советского судна на подводных крыльях «Ракета-10» стало настоящим культурным шоком. Как же творение советских инженеров оказалось в самом сердце капиталистического мира?
Дипломатия на подводных крыльях
1970-е годы стали периодом «разрядки» в международных отношениях. СССР активно искал новые пути демонстрации своих technological достижений западному миру. И если в 1950-60-е годы главным козырем был космос, то в 1970-е на первый план вышли гражданские технологии.
Судно на подводных крыльях «Ракета» идеально подходило на роль «посла доброй воли»:
-
Скорость до 70 км/ч против 20-30 км/ч у традиционных судов
-
Футуристический дизайн Ростислава Алексеева
-
Комфорт для пассажиров (кондиционирование, удобные кресла)
-
Экономичность в эксплуатации

Советское внешнеторговое объединение «Судоимпорт» разработало амбициозный план: отправить два судна («Ракета-10» и «Метеор») в масштабный рекламный тур по Европе.
Триумфальное шествие
Маршрут советских теплоходов впечатлял:
-
Выход из СССР по Дунаю
-
Средиземное море с заходом в порты Югославии и Италии
-
Преодоление Гибралтара
-
Атлантическое побережье Франции
-
Пролив Ла-Манш
-
Финальная точка — Лондон
Кульминацией тура стало участие в одной из крупнейших мировых морских выставок — Offshore International 75, проходившей на Темзе с 3 по 14 сентября 1975 года.
Шок и восхищение: как встречали «Ракету»
Реакция лондонцев была беспрецедентной:
-
Журнал «The Motor Ship» писал: «Советские суда на подводных крыльях демонстрируют engineering quality высочайшего уровня»
-
Daily Express сравнивал «Ракету» с «космическим кораблём, приземлившимся на Темзе»
-
Тысячи лондонцев специально приходили на набережные, чтобы сфотографировать необычного гостя
Особенное впечатление произвела демонстрация ходовых качеств: «Ракета» выполняла скоростные проходы мимо Тауэра и Вестминстерского моста, эффектно выходя на крылья прямо на глазах у изумлённой публики.
За кулисами визита
Малоизвестные детали того вояжа:
-
Экипаж прошёл специальную подготовку по работе в условиях интенсивного судоходства Темзы
-
На борту находились переводчики и представители КГБ (по требованиям протокола)
-
Советские моряки жили на борту судна — британские власти не предоставили им береговой accommodation
-

Теплоход на подводных крыльях «Ракета» на Темзе, 1975 За время стоянки «Ракету» посетили представители 17 судоходных компаний Европы и Азии
Наследие визита
Прямым результатом лондонского вояжа стали контракты на поставки советских СПК в:
-
ФРГ (линии по Рейну)
-
Нидерланды
-
Финляндию
-
Югославию
-
страны Ближнего Востока
Но главное значение было политическим — СССР продемонстрировал, что может создавать не только военную технику, но и гражданские продукты мирового уровня.
Сегодня «Ракета-10» в Лондоне остаётся символическим моментом истории — кратким периодом, когда технологический прогресс преодолевал идеологические барьеры. И доказательством того, что даже в разгар Холодной войны находились мосты (и суда), способные соединять разные миры.

