Замена внутреннего шарнира равных угловых скоростей (ШРУС) на автомобиле Lada 4×4 (Нива Шевроле) — процедура, требующая физических усилий и понимания конструкции переднего привода. Внутренний ШРУС передает крутящий момент от межколесного дифференциала к приводному валу (полуоси) и компенсирует вертикальные перемещения подвески. Его неисправность проявляется характерным хрустом или щелчками при разгоне и торможении, вибрацией на скорости, а в запущенных случаях — рывками при резкой подаче газа.
Перед началом работ подготовьте необходимые инструменты: баллонный ключ, домкрат, подставки под кузов, набор головок и воротков, молоток, монтировку, съемник ступичных подшипников (или универсальный съемник «лапу»), ключ на «30» для гайки ШРУСа, пассатижи, новую гайку ШРУСа (крайне рекомендуется), а также ветошь и средства для очистки деталей. Потребуется новый внутренний ШРУС в сборе с полуосью или отдельно (в зависимости от выбранного ремкомплекта), новый пыльник, хомуты и смазка для ШРУСов.
Порядок выполнения работ:
-
Подготовка автомобиля. Установите автомобиль на ровную твердую площадку. Зафиксируйте колеса противооткатными башмаками. Ослабьте колесные болты на нужном переднем колесе. Поднимите автомобиль домкратом и надежно установите его на подставку. Снимите колесо.
-
Снятие гайки ШРУСа. Это одно из самых ответственных соединений, затянутое с большим моментом. Чтобы предотвратить проворачивание, попросите помощника нажать на педаль тормоза. Если помощника нет, установите монтировку между суппортом и диском, упирая ее в шпильки, чтобы заблокировать вращение. Сорвите с места и открутите гайку ключом на «30». Из-за большой затяжки может потребоваться длинный рычаг или ударный гайковерт.
-
Демонтаж шаровой опоры. Для обеспечения доступа и вывешивания ступицы необходимо отсоединить шаровую опору от поворотного кулака. Открутите гайку крепления пальца шаровой опоры. Используя съемник шаровых опор (или в крайнем случае аккуратное воздействие молотком через проставку), выбейте палец опоры из посадочного гнезда поворотного кулака.
-
Отсоединение рулевой тяги. Чтобы не нарушить схождение колес, рекомендуется не откручивать гайку наконечника рулевой тяги, а выпрессовать его из поворотного кулака. Используйте съемник рулевых наконечников. Аккуратно выкрутите его, пока палец наконечника не выйдет из посадочного отверстия.
-
Отсоединение внутреннего ШРУСа от редуктора. Теперь поворотный кулак со ступицей и наружным ШРУСом свободно висит на амортизаторе. Подойдите к внутренней стороне привода. Вставьте монтировку в зазор между фланцем внутреннего ШРУСа и картером редуктора. Аккуратным, но уверенным усилием надавите на монтировку, чтобы ШРУС вышел из шлицевого отверстия в дифференциале. Важно: Не прилагайте чрезмерных усилий, чтобы не повредить сальник редуктора. ШРУС должен выйти относительно легко. Будьте готовы, что из редуктора может вытечь небольшое количество трансмиссионного масла.
-
Извлечение привода в сборе. После того как внутренний ШРУС вышел из редуктора, вы можете вывести наружный ШРУС из ступицы. Для этого может потребоваться легкое постукивание молотком через деревянную проставку по фланцу наружного ШРУСа. Возьмите всю полуось в сборе и аккуратно извлеките ее из автомобиля.
-
Разборка и замена внутреннего ШРУСа (если меняется отдельно).
-
Если вы меняете весь узел в сборе, пропустите этот шаг.
-
Если меняете только шарнир, надрежьте и снимите старые хомуты пыльника.
-
Сдвиньте пыльник по валу.
-
Осмотрите шлицы и сепаратор шарнира. Найдите стопорное кольцо, удерживающее ШРУС на валу.
-
Чтобы снять старый ШРУС, уприте вал в деревянный брусок и резкими, точными ударами тяжелого молотка по внутреннему кольцу шарнира (НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не по сепаратору или корпусу) сорвите его с места. После этого стопорное кольцо разожмется, и шарнир можно будет снять с вала вручную.
-
-
Подготовка к установке.
-
Тщательно очистите вал и шлицы от старой грязи и смазки.
-
Если меняли ШРУС отдельно, наденьте на вал новый пыльник (не забудьте сначала надеть хомуты!).
-
Установите новое стопорное кольцо в паз на валу.
-
Набейте новый ШРУС специальной смазкой, которая идет в комплекте (обычно ~100-120 гр). Наденьте шарнир на вал до характерного щелчка, подтверждающего, что стопорное кольцо заскочило в свое посадочное место.
-
Расправьте пыльник, убедившись, что он правильно сел в оба паза (на валу и на шарнире). Затяните новые хомуты с помощью специального инструмента или пассатижей, обеспечивая герметичность.
-
-
Установка привода.
-
Установка производится в обратном порядке.
-
Аккуратно вставьте наружный ШРУС в ступицу.
-
Убедитесь в чистоте посадочного места и сальника редуктора. Смажьте шлицы внутреннего ШРУСа небольшим количеством трансмиссионного масла.
-
Ровно подведите внутренний ШРУС к редуктору и с усилием руками (можно использовать легкие удары резиновой киянки через проставку по фланцу) вставьте его на место до упора.
-
Соедините палец шаровой опоры и рулевой наконечник с поворотным кулаком, затяните гайки моментом, указанным в руководстве. Зашплинтуйте гайку наконечника.
-
Наденьте новую гайку наружного ШРУСа и, заблокировав вращение, затяните ее с рекомендуемым моментом (около 230-250 Н·м). Обязательно заверните отогнутую часть гайки для надежной фиксации.
-
-
Завершение работ. Установите колесо, опустите автомобиль. После замены проверьте уровень масла в редукторе переднего моста и при необходимости долейте. Совершите пробную поездку, прислушиваясь к работе трансмиссии. Новый ШРУС должен работать тихо, без вибраций и щелчков.
Правильно выполненная замена внутреннего ШРУСа вернет вашей Ниве Шевроле уверенную и бесшумную динамику, обеспечив надежность переднего привода на многие тысячи километров.

