Электромобиль или ДВС: полный обзор преимуществ и недостатков

 

Сегодня 75% всех автомобилей работают на ископаемом топливе, но в последнее время все чаще слышны новости о том, что очередной автоконцерн утвердил программу перехода на электромобили, или Еврокомиссия собирается выпустить новые требования, которые ДВС выполнить в принципе не смогут. Давайте разберемся, какие альтернативы нам предлагает рынок и можно ли ими комфортно пользоваться в России.

Автомобили с ДВС

Начнем с самого популярного вида автомобилей в мире. Пройдемся по всем пунктам плана и узнаем, почему дизельные и бензиновые двигатели сейчас самые популярные.

Покупка

Звание самого дешевого автомобиля заслуживает Tata Nano со стоимостью 120 тысяч с завода. Крайне экономная машина, дешевая в обслуживании и вообще идеальная для города. Но зимой с ней будет много проблем, да и комфорт оставляет желать лучшего.

Самый популярный автомобиль в России уже довольно долго остается Lada Granta. Ее стоимость с завода – 450-500 тысяч рублей. Это машина, сделанная специально для суровых российских условий – простая, дешевая и практичная. Правда машина быстро начинает ломаться при неправильном использовании. Комфорт здесь определенно есть, но его уровень недостаточный.

-2

Если денежными средствами вы не ограничены, то одним из лучших автомобилей для повседневного использования лично я считаю Lexus LX570 – мощный и очень комфортный внедорожник. Минусов у него мало, но цена доходит до 9 млн. рублей.

-3

Рынок б/у авто куда более пестрый. Там можно купить машину и за 5000 рублей, правда вряд ли она без проблем доедет до гаража.

Комфорт

Тут все напрямую зависит от ценовой категории вашего автомобиля, конструкции двигателя и трансмиссии. Если в автомобиле установлена МКПП, то управление им становится весьма сложным – помимо нажатия на газ/тормоз и вращения руля, нужно еще работать с рычагом КПП и педалью сцепления. Все меняется, когда у вас в машине стоит АКПП. Там вам не нужно дергать рычаг, вы только задаете режим работы.

Когда вы переключаете передачу, то ощущается заметный рывок. Этой проблемы лишены автомобили с вариатором.

Еще одна проблема – шум двигателя и вибрации салона. Конечно, в дорогих авто это ощущается меньше, но по сравнению с бесшумным электромотором это серьезный минус.

Заправки

В России сейчас построено более 20 тысяч АЗС по всей территории страны. В среднем на трассе есть минимум одна заправка на 65 километров. Учитывая, что запас ходы среднестатистического автомобиля – больше 800 км, заправка точно не будет проблемой.

Заправка обычно длится пару минут и ее вполне можно произвести по дороге на работу или домой.

Это примерный разброс АЗС по стране

Затраты на эксплуатацию

1. Страховка. Обязательным для владельцев автомобилей является полис ОСАГО. Цена разная, но в среднем составляет 15 тыс. в год. Если вы берете машину в кредит или просто желаете себя обезопасить, то можно оформить полис КАСКО. Стоит такой полис до 90 тыс. в год.

2. Транспортный налог. Зависит от машины. Для среднестатистического седана составляет 5-6 тыс. в год.

3. Обслуживание автомобиля. Для среднестатистического седана обслуживание составляет около 15-20 тысяч в год.

4. Дополнительные расходы. Сюда относится ТО, шиномонтаж, расходники и аксессуары. Примерно 35 тысяч в год.

5. Топливо и прочие текущие расходы. 92 бензин стоит 45-46 рублей. Средний пробег автомобиля в год – около 25 000 км. Возьмем средний расход за 10 л/100 км. Тогда в года на бензин будем тратить около 100-115 тыс. рублей. Добавим 15 тыс. на прочие расходы типа мойки. В итоге в год будем тратить 130 тыс.

Итого эксплуатация автомобиля с ДВС обойдется владельцу в среднем в 200-300 тысяч в год.

Итог

Новые машины с ДВС стоят 120 000 – 9 000 000 рублей. На вторичном рынке – примерно в 2 раза дороже. В среднем покупка автомобиля обходится владельцу в 500 000 рублей. За год такая машина будет требовать еще 200-300 тысяч рублей.

Электромобили

На этот тип машин производители начали массово переходить совсем недавно, поэтому рынок электромобилей составляет 9-10% от всего рынка автомобилей.

Покупка

Самым дешевым электромобилем можно считать Renault Twizy за миллион рублей. Цена по сравнению с Tata Nano огромная. Twizy очень тесный – в нем всего два места, он некомфортный, да и запас хода у него ограничен 100 км.

-5

Самый популярный электромобиль в России – Nissan Leaf. Новый можно купить за 1.5-2 миллиона. В целом владельцы очень положительно отзываются об этой машине.

-6

Один из лучших на данный момент электромобилей — Tesla Model S. Стоимость в России – 6-7 млн. рублей. Машина очень комфортная , но цена сильно обжигает.

-7

На б/у рынке можно купить электромобиль за 300-500 тысяч.

Комфорт

У электромобилей есть два огромных преимущества – отсутствие необходимости в КПП и абсолютная бесшумность. Насчет бесшумности я не соврал – при движении машина издает лишь легкий гул, а во время стоянки – так и вовсе не понятно – включен автомобиль или нет. Также электромобиль не создает вибраций своим мотором.

Из-за отсутствия КПП авто очень плавно набирает скорость. К тому же нет необходимости переключать передачи, соответственно и рывков, как у обычного автомобиля, тоже нет.

В плане комфорта электромобиль – идеальный выбор.

Заправки

Вот мы и добрались до главного минуса автомобилей с электродвигателями. По данным «Газета.ру» в России насчитывается всего 160 заправок для электромобилей, причем 100 из них – в Москве.

Еще одна проблема – низкая скорость зарядки. Все зависит от мощности зарядной станции. Большинство московских станций имеют мощность 11 кВт, и зарядка электромобиля на них занимает до 4 часов. На данный момент быстрых станций в России нет, но в теории электромобиль можно зарядить и за 15 минут – это вопрос инфраструктуры.

Сравните количество зарядных станций в странах Европы и в России

Затраты на эксплуатацию

1. Страховка. На электромобиль по закону также нужно оформлять ОСАГО. Стоимость примерно сопоставима с автомобилем с ДВС.

2. Транспортный налог. Многие почему-то думают, что владельцы электромобилей его не платят. Это неправда – никаких исключений для такого рода машин не предусмотрено.

3. Обслуживание. Основные затраты здесь – амортизация батареи, замена масла и различных агрегатов типа ремня ГРМ не требуется. Тем не менее обслуживание электромобиля обходится примерно в ту же сумму, а иногда даже дороже, чем автомобиля с ДВС.

4. Дополнительные расходы. С автомобилем с ДВС здесь будет отличаться стоимость ТО. В электромобиле меньше агрегатов требует обслуживания, поэтому стоимость ТО на 40-60% меньше.

5. Топливо и прочие текущие расходы. За полную зарядку автомобиля придется заплатить всего 200-500 рублей в зависимости от емкости батареи. Этого хватит примерно на 300 км. Значит в год вы будете тратить на зарядку машины около 42 000 рублей. Плюс 15 000 на дополнительные расходы – в итоге получим 57 000 в год.

Итак, эксплуатация электромобиля обойдется владельцу в 150-200 тысяч. Немного дешевле, чем на автомобиле с бензиновым или дизельным двигателем.

Итог

Купить электромобиль можно за 1-7 млн. рублей, а если брать с б/у рынка, то можно уложиться и в 300 тысяч. В среднем электромобиль стоит 1.5-2 миллиона. На обслуживание уходит 150-200 тысяч в год.

Так что же лучше?

В целом видно, что автомобили с ДВС стоят дешевле, чем электромобили, однако они дороже в эксплуатации. Эта разница вполне себе может окупить разницу в стоимости. Например, вместо Lada Granta можно купить Nissan Leaf в хорошем состоянии за 1 млн. и к концу срока эксплуатации он неплохо окупится. К тому же ездить на электромобиле, особенно по городу куда комфортнее, чем на машине с ДВС.

Основная проблема — зарядные станции. Можно сделать и свою домашнюю станцию, но стоить она будет больше 800 тысяч. Заряжать электромобиль от домашней розетки тоже можно, правда происходить зарядка до 100% будет больше 15 часов (на зарядной станции — 4 часа).