Замена главного цилиндра сцепления (ГЦС) на автомобиле Lada 4×4 (Нива Шевроле) — операция, требующая аккуратности и понимания принципов работы гидропривода. Главный цилиндр сцепления преобразует механическое усилие от педали в гидравлическое давление, которое передается на рабочий цилиндр и, в конечном счете, выключает сцепление. Неисправность ГЦС проявляется проваливающейся или мягкой педалью сцепления, затрудненным переключением передач, падением уровня жидкости в бачке и утечками тормозной жидкости на корпус самого цилиндра.

Перед началом работ подготовьте необходимые инструменты: ключи на «10», «13», «17», торцевую головку на «13» с удлинителем и трещоткой, пассатижи, отвертку, чистые ветоши и емкость для слива жидкости. Вам потребуется новый главный цилиндр сцепления (рекомендуется оригинал или проверенные аналоги, такие как Lada или BRТ) и тормозная жидкость стандарта DOT-4. Экономия на качестве цилиндра часто приводит к его быстрому выходу из строя и повторному ремонту.

Порядок выполнения работ:

  1. Подготовка и отсоединение аккумулятора. Для удобства доступа и безопасности снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи.

  2. Обеспечение доступа. Доступ к ГЦС на Ниве Шевроле осуществляется из моторного отсека. Цилиндр расположен в задней части подкапотного пространства, на щитке передней панели, рядом с главным тормозным цилиндром. Для удобства можно демонтировать корпус воздушного фильтра, открутив хомуты и убрав его в сторону.

  3. Слив жидкости и отсоединение шланга. Найдите бачок гидропривода сцепления. Он является общим с тормозной системой. С помощью шприца или груши откачайте большую часть жидкости из бачка. Это минимизирует ее потери при отсоединении шланга. Подложите ветошь под область соединения. Ключом на «17» ослабьте гайку крепления наконечника трубки к штуцеру ГЦС. После ослабления аккуратно снимите трубку. Будьте готовы к небольшой утечке жидкости — подготовьте емкость для ее сбора.

  4. Отсоединение педали сцепления. Это самый ответственный и неудобный этап. Главный цилиндр соединен с педалью сцепления через металлическую тягу и вилку. Чтобы отсоединить тягу от вилки, необходимо снять стопорную шайбу (сегментную шайбу) и шплинт. Используйте пассатижи и отвертку, чтобы аккуратно разогнуть и вытащить шплинт. После этого снимите стопорную шайбу и шайбу-упор. Теперь тягу можно вывести из зацепления с вилкой.

  5. Снятие старого цилиндра. Цилиндр крепится к кузову двумя гайками на «13». Используйте торцевую головку с удлинителем, чтобы добраться до них. Открутите обе гайки. После этого главный цилиндр сцепления можно свободно извлечь, потянув его вперед, чтобы штуцер полностью вышел из отверстия в кузове.

  6. Подготовка нового цилиндра и установка. Перед установкой нового цилиндра рекомендуется прокачать его, чтобы заполнить рабочей жидкостью. Это ускорит последующую прокачку всей системы. Снимите колпачок со штуцера, наденьте на штуцер прозрачный шланг, опустите его конец в емкость с тормозной жидкостью и несколько раз плавно нажмите на шток цилиндра пальцем, пока из шланга не перестанут выходить пузырьки воздуха.

    Установите новый цилиндр в обратном порядке:

    • Вставьте штуцер цилиндра в отверстие в кузове.

    • Наденьте цилиндр на шпильки и затяните крепежные гайки моментом 15-20 Н·м.

    • Подсоедините тягу цилиндра к вилке педали. Не забудьте установить на место упорную шайбу и новую стопорную шайбу. Зафиксируйте соединение новым шплинтом и надежно разогните его усики.

  7. Подсоединение гидравлической линии. Подсоедините тормозную трубку к штуцеру нового цилиндра. Используйте новую медную уплотнительную шайбу. Затяните соединение ключом на «17» моментом 15-18 Н·м. Избегайте перекоса.

  8. Заправка и прокачка системы. Долейте тормозную жидкость в бачок до уровня «МАХ». Теперь необходимо удалить воздух из системы гидропривода сцепления.

    Процедура прокачки:

    • Наденьте прозрачный шланг на штуцер прокачки рабочего цилиндра сцепления (расположен на картере сцепления). Второй конец опустите в емкость с небольшим количеством тормозной жидкости.

    • Попросите помощника несколько раз плавно нажать на педаль сцепления и затем удерживать ее в нижнем положении.

    • Пока педаль удерживается, открутите штуцер прокачки на пол-оборота. Вы увидите, как через шланг пойдет жидкость с пузырьками воздуха.

    • Как только поток ослабнет, закройте штуцер, и только после этого помощник может отпустить педаль.

    • Повторяйте процедуру, пока из шланга не начнет выходить жидкость без пузырьков воздуха. Следите за уровнем жидкости в бачке! Если он упадет ниже минимума, в систему попадет новый воздух, и всю работу придется начинать заново.

  9. Завершение работ. После завершения прокачки долейте жидкость в бачок до нормы, закройте крышку. Установите на место все снятые для доступа элементы (корпус воздушного фильтра, патрубки). Подсоедините клемму аккумулятора.

Проверьте работу сцепления: педаль должна быть упругой, без провалов, а переключение передач — четким и легким. Убедитесь в отсутствии подтеканий жидкости в местах соединений. Первые несколько километров двигайтесь осторожно, проверяя работу системы.