Если обнаружилось, что мотор машины начал глохнуть, обороты плавают, стабильности в работе нет, то, может быть, причиной этого является выход из строя датчика положения дроссельной заслонки или сокращенно ДПДЗ. Он устанавливается рядом с двигателем.
Предназначение датчика положения дроссельной заслонки
Этот датчик передает электронному блоку управления мотором данные о положении пропускного клапана в определенный временной промежуток. Работа этого узла построена на взаимодействии преобразователей переменного и постоянного тока.
Наибольший показатель значение общего сопротивления преобразователей находится на уровне 8 Ом. В конструкции датчика ДЗ предусмотрены три контакта. На первый и второй контакты приходит ток около 5 В, а третий контакт соединен с контроллером и выполняет сигнальную функцию.
ДПД3 размещается на корпусе дроссельного узла. Устройство воспринимает сигналы об открывании и закрывании проходного канала. Показатель сопротивления детали меняется так, чтобы удовлетворять следующим условиям:
- при открытом положении заслонки напряжение на третьем контакте превысит 4 B;
- если воздушный проход перекрыт заслонкой ДЗ, то на 3-м контакте ток не превышает 0,7 В.
Устройство управляет всеми колебаниями контактного напряжения и таким образом регулируется поступление топлива, необходимого для образования воздушно-топливной смеси.
Из-за неисправности датчика показатель напряжения чаще всего выходить за установленные рамки. Это приводит к нарушению нормальной работа ДВС, что в итоге может привести к поломке агрегата.
Важно: неисправность датчика нередко становится причиной нарушения работы коробки передач. Каждый автовладелец понимает, что восстановление мотора и трансмиссии – это процессы, требующие больших вложений времени и денег. При появлении симптомов, указывающих на поломку, необходимо провести диагностику.
Типы датчиков положения ДЗ
На сегодняшний день автомобильная промышленность представляет два типа датчиков:
- Контактный потенциометр. Используется всеми производителями транспортных средств. В конструкции имеет ползунок и резистивные дорожки. Жестко крепится на патрубке дросселя и соединяется с осью. Работает на основе динамики напряжения, что способствует коррекции ЭБУ подачи топлива. При давлении на акселератор дроссель открывается, что разворачивает ось и перемещает ползунок, изменяя протяжность резистивных дорожек электрической цепочки.
- Бесконтактный. Производится как альтернативный вариант потенциометра. Работает на основе динамического изменения влияния магнитного поля. Бегунок не контактирует с рабочей частью, поскольку имеет постоянный магнит. На изменения реагирует электронный элемент. Считается, что такие датчики более долговечны и реже ломаются. Однако стоит учесть, что и стоят они на порядок выше.
Считается, что магниторезистивные датчики более долговечны и реже ломаются. Однако стоит учесть, что и стоят они на порядок выше.
Виды неисправностей ДПДЗ
Проблемы работы датчика дросселя связаны с его конструкторским устройством, и в целом характерны для большей части переменных резисторов. Автолюбители выделяют три основные проблемы:
- Износ подвижного контакта или пленочного сопротивления.
- Люфт креплений.
- Окисление активных контактов.
В процессе работы подвижного контакта и взаимодействии с пленочным сопротивлением возникает постоянное трение, которое при длительном воздействии изнашивает как резистивный слой, так и непосредственно поверхность активного контакта. Практика показывает, что степень износа напрямую зависит от стиля вождения и проявляется крайне неравномерно. Из-за этого только в некоторых местах образуются места, где активный контакт не достает до резистивного слоя, провоцируя исчезновение напряжения на выводе датчика положения дросселя.
В таком случае в старых инжекторных транспортных средствах снижается подача топлива и повышается риск детонации двигателя. В современных инжекторных ДВС система блокирует работу силового узла и активирует индикатор «check engine».
Окисление рабочих контактов возникает исключительно при условии повышенной влажности под капотом. В итоге сопротивление может повыситься, а электрический контакт полностью разорваться.
Симптомы неисправности датчика положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки в топливной системе играет «сглаживающую» роль, и поэтому если он исправен, то автомобиль едет без рывков, плавно, при нажатии на педаль газа демонстрирует «отзывчивость». Если же ДПДЗ неисправен, то это можно определить по следующим признакам:
- Двигатель начинает плохо заводиться;
- Существенно возрастает расход топлива;
- Автомобиль едет «рывками»;
- Серьезно возрастает количество оборотов двигателя на холостом ходу;
- Когда автомобиль ускоряется, то это происходит с некоторой задержкой;
- Из впускного коллектора раздаются «хлопающие» звуки;
- Двигатель глохнет на холостом ходу;
- Лампочка Check Ingine или горит постоянно, или загорается периодически.
Если проявляется хоть один из перечисленных выше признаков, то вполне вероятно, что ДПДЗ неисправен. Как показывает практика, в большинстве случаев поломка этой детали связана с ее естественным износом. Дело в том, что переменный резистор, имеющийся в конструкции датчика положения дроссельной заслонки, имеет напыленный слой основы, который металлический контакт, перемещающийся по нему, со временем истирает. Соответственно, ДПДЗ начинает выдавать неправильные данные.
Опытные специалисты утверждают, что самый верный признак того, что датчик положения дроссельной заслонки неисправен — это «плавание» оборотов силового агрегата в режиме холостого хода. Если такие симптомы обнаруживаются, то необходимо обратиться на станцию технического обслуживания, или же произвести диагностику самостоятельно.
Проверка работоспособности ДПДЗ
Если во время эксплуатации транспортного средства был обнаружен хотя бы один из признаков неисправности датчика положения дросселя, его функциональность обязательно нужно проверить. Для этого от владельца авто не требуется каких-либо специальных знаний. Достаточно иметь мультиметр и знать чёткую последовательность действий.
При отсутствии проблем лампочка будет загораться при запуске двигателя и мгновенно гаснуть по завершении диагностики. Если Check Engine продолжает гореть, значит, проблема в системе существует. В этом случае без опытного специалиста не обойтись.
Относительно определения неисправностей дроссельной заслонки, симптомы которых были выявлены в процессе эксплуатации автомобиля, существует определённый алгоритм действий:
- Первым делом необходимо выключить зажигание, осмотреть панель приборов, заметить, горит или нет лампа-индикатор Check Engine, которая сигнализирует о присутствии проблем. Если индикатор не светится, нужно залезть под капот и проверить ДПДЗ.
- Далее понадобится мультиметр — специальный прибор для проверки работы датчика дросселя.
- Необходимо определить наличие «минуса». Чтобы не отбрасывать отдельно каждый провод, стоит прокалывать нужные провода и выполнять их измерение.
- Таким же способом осуществляется поиск «массы». В период проверки механизма включать зажигание не нужно.
Цель выполнения предварительных действий — проверка наличия питания датчика ПДЗ. Напряжение зависит от марки авто. К примеру, для одних машин оно может составлять всего 5 В, а для других моделей — 12 В.
Алгоритм действий для определения неисправностей ДПДЗ, симптомы которых были выявлены при движении транспортного средства:
- нужно включить зажигание и по очереди прокалывать провода необходимой цепочки с помощью мультиметра. На дисплее прибора должен высветится показатель напряжения 0,7 В;
- вручную открывается заслонка дросселя: значение напряжения должно быть больше 4 В;
- зажигание выключается, один разъём отбрасывается. На участке между выводом ползунка и проводом (который остался) подсоединяется щуп мультиметра;
- теперь необходимо вручную прокручивать сектор и наблюдать за показаниями измерительного устройства. Если наблюдается плавный рост значений без резких скачков, значит, датчик ПДЗ работает нормально. В противоположной ситуации можно говорить о повреждении (потёртости) дорожки резистора.
К примеру, дроссельная заслонка открыта полностью, а электронный прибор показывает, что она закрыта. Если присутствуют подобные симптомы — это явная неисправность датчика дросселя, он подлежит обязательной замене.
Как устранить неисправность посредством чистки дроссельной заслонки
Рассмотрим поэтапно, как правильно сделать чистку заслонки:
- Прежде всего, нужно добраться до дроссельной заслонки. Конструкция разных модификаций ДВС отличается, но, как правило, сначала необходимо демонтировать воздуховод, идущий от заслонки к воздушному фильтру.
- Затем нужно снять дроссельную заслонку. Следует открутить болты крепления (от 2-х до 4-х штук), а затем рассоединить все разъемы, включая тот, который идет к клапану продувки абсорбера.
- Очистить дроссельную заслонку можно с помощью чистящего средства для карбюраторов. В специализированных магазинах автохимии представлен широкий выбор различных составов, поэтому всегда можно подобрать оптимальный вариант по стоимости.
- Тщательно вытереть дроссельную заслонку снаружи и внутри с помощью выбранного средства и ветоши.
- Если конструкцией авто предусмотрена защитная решетка – ее также нужно очистить.
- Собрать узел в обратном порядке.
Чистка дроссельной заслонки выполняется таким образом, чтобы ее металлическая поверхность стала полностью светлой. Такая чистка будет способствовать улучшению динамических характеристик двигателя.
- Как почистить дроссельную заслонку без снятия
Многие автолюбители интересуются, как выполняется чистка дроссельной заслонки без снятия. На некоторых СТО действительно предлагают такую услугу, но, следует учитывать, что эффективная чистка этой детали может быть выполнена только после демонтажа заслонки.
Чтобы почистить заслонку дросселя без снятия используется специальный очиститель впускного тракта. Кроме того, такая процедура может выполняться с использованием жидкости для чистки клапана EGR, а также средства WD-40 или растворителей.
Алгоритм чистки дроссельной заслонки без снятия:
- Снять воздуховод, чтобы обеспечить доступ к дроссельной заслонке.
- Побрызгать на поверхность заслонки, которая находится в закрытом положении, чистящим средством и вытереть ветошью.
- Открыть заслонку и очистить загрязнения с боковой поверхности.
- Нужно обеспечить поступление чистящего средства во все каналы (для чистки также используется ветошь).
Еще раз отметим, что качественная чистка дроссельной заслонки может быть выполнена только после ее демонтажа. При установке детали после очистки мы рекомендуем использовать новую прокладку заслонки (ее стоимость вполне доступна).
Производители чистящих средств для чистки отмечают, что процедуру обслуживания дроссельных заслонок без снятия следует проводить каждые 7000 — 10 000 км пробега. Чистка заслонки со снятием должна осуществляться с интервалом 30 000 — 50 000 км.
Важно учесть, что в большинстве ситуаций после проведения чистки заслонки необходимо провести ее адаптацию. Для это используется специальный компьютер, подключающийся к ЭБУ машины. Кроме того, «обучение» дроссельной заслонки может осуществляться путем проведения определенных манипуляций с зажиганием и педалью акселератора. В последнем случае невозможно дать универсальную инструкцию, так как порядок действий будет отличаться для автомобилей разных марок. Нужно помнить об этом при проведении адаптации дроссельной заслонки.
Стоимость заслонки, ресурс и меры по ее содержанию в исправном состоянии
Цены на дроссельные заслонки отличаются в зависимости от модели авто и производителя запчасти. В среднем их стоимость колеблется от 3 000 до 10 000 рублей. Ресурс этой детали рассчитан на весь срок эксплуатации автомобиля. Необходимость в замене дроссельной заслонки может возникнуть вследствие поломок мотора и его систем, а также из-за неисправного датчика.
Чаще всего неправильная работа дроссельной заслонки вызвана нагаром на ее элементах. Загрязненность ДЗ приводит к ускоренному износу ее оси и неплотной посадке детали в канале. В результате теряется контроль объемов воздуха, поступающего в двигатель. Чтобы поддерживать дроссельную заслонку в рабочем состоянии необходимо соблюдать периодичность ее очистки, а также следить за состоянием мотора и его систем.
Услуга по замене ДЗ на СТО обойдется от 900 до 1500 рублей. Кроме того, за адаптацию узла нужно будет заплатить от 500 до 700 рублей. В некоторых автосервисах могут предложить реставрацию изношенной ДЗ вашего автомобиля или обмен на восстановленную запчасть. Цена отреставрированной детали составляет от 5000 до 6000 рублей.
Замена датчика положения дросселя и регулировка нового устройства
В большинстве случаев заменить датчик достаточно просто и можно обойтись своими силами. Вся процедура состоит из трех основных частей: демонтаж старого неисправного устройства, установка нового ДПДЗ, сброс ошибки из памяти ЭБУ. В некоторых случаях потребуется произвести регулировку нового девайса.
Действия необходимо проводить при выключенном зажигании, при обесточенном датчике. Раскручиваем два винта крепления, и снимаем разъем с устройства. Ура, старый датчик снят.
Для установки нового датчика необходимо осторожно соединить торец оси дросселя с посадочным местом устройства. Отверстия должны быть совмещены во время поворота устройства по кругу. Далее необходимо вкрутить винты крепления и закрепить разъем.
Чтобы правильно сбросить ошибку из контроллера ЭБУ необходимо оставить отключенные клеммы от аккумулятора не менее чем на 8 часов. Приблизительно за такой срок память контроллера должна обнулиться. Самым надежным вариантом, если первый способ не помог, будет обратиться в сервис, где при помощи мотортестера проблема будет исправлена. С другой стороны, можно рискнуть продолжить использовать транспортное средство в «щадящем режиме», уповая на то, что рано или поздно ЭБУ самостоятельно сбросит ошибку.
Регулировка нового датчика положения дросселя
В большинстве случаев, современные датчики необходимо настроить после установки в автомобиль. Для этого после монтажа следует полностью закрыть заслонку и подключить щупы мультиметра к массе и выходу ДПДЗ. Устройство должно находиться в режиме вольтметра, и подключаться относительно полярности. Далее датчик поворачивается так, чтобы тестер показал минимальное напряжение. В подобном положении датчик необходимо плотно закрепить.
Иногда, после этого можно заметить завышенные холостые обороты. В подобном случае требуется провести «обучение» ЭБУ новым настройкам датчика. Для этого на 20–25 минут сбрасываются клеммы с аккумулятора, и устанавливаются обратно только при закрытой дроссельной заслонке. Далее на несколько секунд включается зажигание, но не заводится двигатель. Спустя 15–20 секунд работы зажигания его можно выключить. Процедуру необходимо повторить по второму кругу. За это время контроллер ЭБУ успеет сохранить новые параметры датчика.Главное, при замене датчика положения дросселя использовать исключительно оригинальные устройства хорошего качества. Предметы низшей пробы могут поддаваться воздействию температуры и искажать данные.
Рекомендации по выбору ДПДЗ
Довольно часто производители автомобилей устанавливают дешёвый плёночно-резистивный датчик дросселя. Такой механизм долго не будет работать, очень скоро начнут проявляться симптомы его неисправности.
Поэтому рекомендуется при замене использовать бесконтактный датчик, который стоит дороже, но при этом является более надёжным в эксплуатации и отличается продолжительным сроком службы. Его рабочий принцип основывается на магниторезистивном эффекте.
Датчик холостого хода: принцип действия,устройство,виды,фото,назначение
Автомобильные стекла: что это такое и какие виды бывают?
Датчик расхода воздуха: принцип работы,виды,неисправности,фото
Обратный клапан топливной системы:функции,виды,устройство и принцип действия