Как выбрать тахометр для мотоцикла и установить его?

 

Многие владельцы стремятся улучшить свой транспорт и оптимизировать его работу. С этой целью будет нелишним установить тахометр на мотоцикл – прибор небольшой, но полезный, ведь он помогает следить за работой двигателя. Модельный ряд таких устройств весьма разнообразен, поэтому можно выбрать вариант, подходящий по характеристикам и цене.

Описание и назначение

Многие современные мотоциклы уже оснащены тахометром, поэтому их владельцам не нужно беспокоиться. Однако отечественные модели, такие как «Урал», «Восход», «ИЖ», этого прибора в комплектации не имеют. Нет его и у зарубежных Harley Davidson или Triumph. В любом случае тахометр можно приобрести в автомагазине и установить самостоятельно.

Прибор измеряет количество оборотов двигателя в минуту и выводит информацию на дисплей, если это электронная модель, либо стрелка указывает на актуальное значение, перемещаясь по кругу циферблата. Тахометр особенно полезен для водителей-новичков по нескольким причинам:

  • он помогает вовремя переключать передачи, как только скорость оборотов возрастает до определенных значений;
  • предотвращает преждевременный износ механизмов из-за эксплуатации на предельном режиме;
  • позволяет экономить топливо, подбирая оптимальный режим работы мотора, в зависимости от нагрузки на транспорт, выбранной передачи, дорожных условий.

Основным элементом тахометра является датчик, измеряющий частоту вращения коленвала и генерирующий соответствующее количество импульсов. Такой принцип сохраняется для всех устройств, а вот конструктивные особенности могут быть разными. Например, есть модели на основе магнитного механизма или с оптроном – электронным датчиком.

Виды

Наиболее распространенными и универсальными считаются стрелочные или механические тахометры. В основе конструкции – магнитная индукционная катушка, которая заставляет указатель вращаться и двигаться по циферблату.

Эти приборы недорогие, но отличаются высокой погрешностью и нуждаются в точной настройке при установке.

Более современный вариант – цифровой. Чаще всего он работает за счет электронного датчика, и погрешность у таких приборов меньше. Обычно они оснащены дисплеем с цифровой индикацией, который отражает текущие данные.

Существует ряд моментов, на которые стоит обратить внимание при покупке прибора.

  • Габариты. Важно, чтобы тахометр не занимал много места и не мешал. Но при этом слишком маленький экран тоже может быть неудобным – на нем сложно разглядеть данные.
  • Тип. Стрелочные модели дешевле, однако цифровые обладают более высокой точностью – здесь каждый сам решает, что для него в приоритете.
  • Производитель. Опытные владельцы рекомендуют для отечественных мотоциклов приобретать устройства российского производства, а для зарубежных – изделия от иностранных брендов.

Цены могут быть разными, от 500-700 рублей до 10-12 тысяч, но лучше не выбирать самый дешевый товар, поскольку качество сборки у таких приборов обычно хромает, и они быстро выходят из строя. Разумный вариант – тахометр из средней ценовой категории.

Как правильно подключить?

Монтаж обычно не вызывает сложностей. У тахометров есть кронштейн на задней стороне, с помощью которого можно установить прибор на руль, к одному из крепежных болтов. А также для монтажа можно использовать специальную муфту – ее можно приобрести в магазине мотоаксессуаров. Некоторые производители кладут к своим изделиям набор всевозможных крепежей и проводов, что избавляет от дополнительных поисков.

Многие покупают китайские изделия – стрелочные или цифровые. Подключать их нужно по следующей схеме:

  • короткий провод – обычно он черного цвета необходимо подсоединить к коммутируемому плюсу у замка зажигания;
  • другой короткий провод – зеленый, его следует подвести к раме;
  • черно-желтый идет к катушке и присоединяется к низковольтному контакту;
  • более длинные провода красного и черного цветов нужно расположить параллельно от лампочки спидометра.

Прибор должен сидеть устойчиво, важно, чтобы все кабели свободно проходили к местам подключения и не были придавлены корпусом. Установка американских и европейских изделий имеет схожий принцип, однако расцветка проводов у них другая.

Как правило, в комплекте с такими товарами обязательно идет схема подключения, поэтому стоит ориентироваться на нее.

После завершения монтажа, когда прибор полностью подключен, стоит проверить работу устройства. Если все в порядке, то стрелка начинает двигаться при запуске мотора. У цифровых моделей, соответственно, появляются данные на дисплее.

Важный момент: если вы решили использовать автомобильный тахометр, который изначально не предназначен для мотоцикла, то его нужно будет дополнительно настраивать, иначе показания будут неверными. Для этого придется разобрать прибор и заменить в нем конденсатор. Если вы не хотите заниматься такой работой, то лучше сразу покупать модель именно для мототехники.

Мотор – «сердце» мотоцикла. От правильного выбора режима его работы зависит длительность эксплуатации без какого-либо ремонта. Показания тахометра и помогают выбрать мотоциклисту при езде оптимальную передачу.

Некоторые обладатели «железных коней» считают спидометр главным измерительным прибором, установленным на мотоцикле. Конечно, скорость, с которой вы двигаетесь – информация важная (особенно для сотрудников ГИБДД). Однако, «рассказать» правильно ли выбрана передача для данной скорости, поможет только тахометр, информирующий мотоциклиста о количестве оборотов двигателя. Не все байки оборудованы этим полезным прибором. Установить же тахометр на мотоцикл своими руками в настоящее время довольно просто.

Назначение и принцип действия тахометра

Тахометр – это устройство, которое измеряет количество оборотов двигателя мотоцикла за одну минуту и отображает эту информацию на приборной панели (в удобно читаемом виде). Показания этого прибора необходимы мотоциклисту (особенно начинающему) для:

  • своевременного переключения скорости на коробке передач: как только обороты двигателя увеличиваются до определенного значения, необходимо переключаться на повышенную передачу и наоборот;
  • предотвращения эксплуатации силового агрегата мотоцикла на предельных режимах (об этом сигнализирует красный сектор тахометра);
  • экономии топлива в том случае, если работа двигателя осуществляется на оптимальных оборотах (наиболее соответствующих включенной передаче, нагрузке на мотоцикл и дорожным условиям).

Тахометр измеряет обороты двигателя

Приборная панель многих современных байков изначально оборудована этим полезным «информатором». Однако на бескрайних просторах нашей Родины в использовании находится еще огромное количество мотоциклов советского и российского производства (например, «Урал», «ИЖ», «Восход»), не оснащенных тахометрами. К слову, многие модели легендарных «Harley Davidson» и «Triumph», также не имеют штатных указателей числа оборотов двигателя. Тахометр на мотоцикл, не установленный при постройке, можно приобрести и установить самостоятельно.

Модели, производители и цены

Модельный ряд тахометров, предназначенных для установки на мотоциклах, мопедах и скутерах, весьма разнообразен как по цене, дизайну, исполнению (со стрелкой или цифровым дисплеем), так и по количеству производителей, изготавливающих продукцию данного назначения.

Универсальный электронный тахометр (от китайских производителей «Vodool» или «Kkmoon») со светодиодной подсветкой в корпусе из нержавеющей стали (Ø=56 мм, высотой корпуса – 60 мм) стоит всего 540÷650 рублей.

Китайские тахометры

За те же 500÷700 рублей можно приобрести изделия с цифровой индикацией количества оборотов в минуту от «Ironwalls» или «FCD».

Тахометры со светодиодными дисплеями

Владельцы дорогих и престижных марок мотоциклов (однако, не оборудованных штатным тахометром) могут приобрести и установить изделия от всемирно известных и хорошо зарекомендовавших себя «Baron», «Koso», «J&P Cycles» или «Sunpro». Однако стоимость этих изделий будет находиться уже в пределах от 3000 до 12000 рублей.

Дорогие тахометры

Установка и подключение

Монтаж тахометров, дополнительно устанавливаемых на мотоцикл, довольно прост. Кронштейн, закрепленный на корпусе изделия, позволяет легко установить прибор на один из болтов крепления руля к вилке.

Установить изделия на руль в наиболее удобном для обзора месте позволит применение специальной крепежной муфты для установки дополнительного оборудования. Ее можно без труда приобрести за 200÷300 рублей в любом магазине аксессуаров для мотоциклов. Некоторые модели тахометров имеют такие крепежные приспособления уже в комплекте поставки.

Некоторые производители в составе с самим измерительным прибором поставляют полный набор самых различных крепежных элементов и проводов для подключения.

Схема подключения довольно проста и не вызовет затруднений даже у не очень «продвинутых» в электрике байкеров (к сведению: расцветка проводов указана для тахометров от китайских производителей):

  • один короткий провод (как правило, черный) подключаем к коммутируемому «+» замка зажигания;
  • второй короткий (зеленый) – к раме мотоцикла (в удобном месте);
  • третий короткий (черно-желтый) – к низковольтному контакту катушки, идущему на прерыватель;
  • два длинных тонких провода (черный и красный) – параллельно лампочке подсветки спидометра.

Важно! Провода подключения тахометров американских и европейских производителей имеют другую расцветку. Но в отличие от китайских поставщиков в комплекте обязательно присутствует схема подключения устройства.

Самостоятельное изготовление тахометра

Наиболее распространенный вариант изготовления тахометра на мотоцикл своими руками – использование в качестве основы для самодельного измерительного устройства штатного прибора ТХ-193-38130 от автомобиля ВАЗ-2106 (или ВАЗ-2103, или Нива-2121).

Методика изготовления:

  • Аккуратно разбираем автомобильный тахометр ТХ-193.
  • Конденсатор (емкостью 0,22 мкФ), установленный в цепи амперметра, выпаиваем и устанавливаем новый (емкостью 0,47 мкФ). В противном случае показания прибора будут занижены в 2 раза.

  • Собираем устройство в обратной последовательности.
  • Из металлической банки (например, из-под кофе) подходящего диаметра изготавливаем корпус.

  • Крепим изготовленное устройство в наиболее удобном месте (например, рядом со спидометром).
  • Подключаем прибор к электрической цепи мотоцикла (схема аналогична описанной выше).

  • Заводим мотоцикл и проверяем самодельный тахометр в работе.

Для информации! Создавать такой «шедевр» экономически оправдано, если есть возможность приобрести б/у ТХ-193 на автомобильной разборке, так как новый стоит сейчас 900÷1100 рублей.