Можно ли смещаться на обочину, пропуская обгоняющих?

 

На перегруженных участках трасс водители особенно не церемонятся с соблюдением правил дорожного движения. Если поток хоть немного уплотняется, тут же находятся любители выехать на обочину и миновать затор по свободной выделенной полосе

Некоторые лихачи могут повисать на хвосте у тихоходов и стараться согнать их с трассы, чтобы открыть себе дорогу вперед. Многие не выдерживают такого прессинга и смещаются на асфальтированную обочину, чтобы дать дорогу лихачам. Часто так делают водители небыстрых грузовиков, лесовозов или тягачей с прицепами, которые стараются не собирать за собой вереницу транспорта. Однако такие действия противоречат требованиям правил и наказываются по соответствующим статьям КоАП РФ.

Проезд по обочинам запрещен

Есть несколько типовых ситуаций, в которых автомобилисты незаконно используют обочины. Многочисленные дачники иногда настолько сильно нагружают свои автомобили, что из-за возвышающегося багажа на крыше автомобиль трудно разгоняется. Кроме того, автомобили имеют внутренние неисправности и на них опасно разгоняться свыше 80 км/ч из-за риска потери управляемости на дороге в условиях наличия колеи. Подобные тихоходы ползут со скоростью 80 км/ч и являются раздражающим фактором для других участников движения. Как правило, у дачников еще полон салон людей, иногда плохо переносящих поездки на машинах, поэтому не всегда водители в состоянии поддерживать такой же высокий темп, как хочется лихачам.

Поэтому, если дорога изобилует участками со знаками, запрещающими обгон, тихоходы на свой страх и риск отклоняются в сторону и предоставляют узкий коридор для других участников движения. Не всегда это бывает к месту. Спешащие водители особенно не церемонятся и проскакивают вперед таким образом, что пересекают колесами сплошную линию разметки и оттесняют тихоходов еще больше к краю дороги, порой даже создавая аварийные ситуации.

Иногда водитель до половины корпуса автомобиля выезжает на встречную полосу движения. Тем самым, подобные любезности провоцируют людей на нарушения.

Кроме того, среди автомобилистов широкое распространение получили видеорегистраторы, записи с которых принимаются в качестве доказательства в судах. Некоторые правдолюбцы снимают подобные обгоны и затем пересылают их с пояснениями в ГИБДД.

Да и сами инспектора ГИБДД не остаются в бездействии. Они отлично знают проблемные места дорог, знают, когда и где водители чаще всего повторяют подобные обгоны. Управляющие компании там устанавливают камеры, которые фиксируют нарушения.

Поэтому очень многие прямики со сплошной разметкой и асфальтированными обочинами в конце имеют импровизированные площадки для установки передвижных камер фиксации скорости и нарушений требований дорожных знаков.

В соответствие со статьей 12.15 КоАП РФ, выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

«Вежливые» грузовики тоже нарушают

Вторая ситуация связана с выездом на дороги общего пользования «законных» тихоходов, чья скорость не превышает 30 км/ч.

Дорожный знак «Обгон запрещен» не позволяет водителям опережать другие транспортные средства с выездом на встречную полосу. Однако в определении этого знака в Приложение 1 к Правилам дорожного движения делается исключение для гужевых повозок на обочинах, велосипедистов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа. Их обгонять можно, но без пересечения сплошно линии, то есть в рамках своей полосы.

Кроме того, допускается обгонять «тихоходные транспортные средства». К таким относятся механические транспортные средства, конструктивная скорость которых не превышает 30 км/ч. Для наглядности: у такой механизированной техники сзади должен быть наклеен специальный знак в виде равностороннего красного треугольника с желтой окантовкой.

Обычно это трактора или техника, использующаяся для прокладки коммуникаций и прочих работ. Но количество таковых официальных тихоходов на трассах невелико.

На дорогах гораздо больше старых чадящих фур, которые медленно ползут на возвышенностях без всяких наклеек, источая клубы черного дыма. Они-то и тормозят поток до 30-40 км/ч.

По правилам дорожного движения водители перегруженных фур должны принять как можно правее или вовсе остановиться, чтобы пропустить скопившуюся сзади вереницу автомобилей. На междугородних трассах существуют специальные расширения для таких маневров.

Кроме того, фуры заезжают в полосы торможения перед автобусными остановками, освобождая полосу, и многие водители рвутся в образовавшиеся «окна». Однако требовать от шоферов фур такого маневра нельзя.

Движущийся по обочине автомобиль в любом случае нарушает правила. Согласно части 1 ст. 12.15 КоАП РФ движение по обочине наказывается штрафом в 1500 рублей. Поэтому, если чадящий грузовик не спешит пропускать автомобили сзади, то, значит, необходимо ждать появления участка дороги со свободным для обгона пространством.