
McLaren F1 — это автомобиль, который сразу узнаваем даже теми, кто никогда не видел его вживую. В последние годы спрос на эту модель вырос до невероятных высот, что привело к значительному росту цен на аукционах.
Откуда взялся McLaren F1?

В те далёкие времена, когда McLaren была лишь командой, участвовавшей в гонках Формулы-1, Рон Деннис, основатель компании, и Мансур Одже, её основной акционер, решили создать нечто особенное — суперкар.
Идея родилась в зале ожидания аэропорта Милана. Гордон Мюррей, который в 1987 году перешёл в McLaren из команды Brabham, занялся разработкой технической части автомобиля. Он предложил концепцию с центральным расположением водительского места, а британский дизайнер Питер Стивенс занялся разработкой дизайна кузова.
Кузов планировалось сделать из углеродного волокна.

В основе конструкции летающего и аэродинамически совершенного суперкара должен был лежать мощный атмосферный двигатель — так решили разработчики.
В то время McLaren уже сотрудничал с Honda в рамках поставок двигателей для Формулы-1, но переговоры о создании уникального силового агрегата не увенчались успехом. Honda настаивала на использовании двигателя с наддувом, в то время как McLaren придерживался своей точки зрения.
Требовался двигатель, который мог бы создавать крутящий момент, сопоставимый с грузовым автомобилем, но при этом реагировать на движение дроссельной заслонки, как мотоциклетный двигатель. Вес такого двигателя должен был составлять не более 250 килограммов.
С точки зрения традиционной инженерии создание такого двигателя было практически невозможным, но одна компания решила принять вызов.
Во время празднования Октоберфеста в 1990 году легендарный инженер Пол Роше, работавший в компании BMW, позвонил Гордону Мюррею и сказал ему со своим характерным баварским акцентом: «Гордон, у меня есть двигатель для вас!»
Шестилитровый двигатель V-12 развивал мощность более 600 лошадиных сил и выдавал крутящий момент более 600 Нм.

Дорожные экземпляры и гоночные варианты

В 1992 году на Гран-При Монако публике был представлен новый автомобиль. Спустя несколько месяцев после этого события начались испытания первого полностью готового прототипа.
Для этой модели компания Kenwood разработала специальный аудиокомплект, который отличался лёгкостью и включал в себя CD-плеер, но не имел радиоприёмника. В каждой машине был набор инструментов из титана.
Мюррей решил использовать тормозные диски, которые были на 18 килограммов тяжелее, чем планировалось. Это было сделано из-за того, что испытанные на прототипе углеродные диски не работали должным образом при спокойной езде, когда они не были нагреты.
Автомобиль весил чуть больше 1100 килограммов и стал самым быстрым в мире. Энди Уоллес достиг рекордной скорости в 391 километр в час.
Хотя Мюррей не создавал автомобиль для гонок, давление клиентов вынудило компанию предложить слегка модифицированную версию с улучшенными характеристиками. Именно такой автомобиль в 1995 году одержал победу в общем зачёте гонки «24 часа Ле-Мана».

В период с 1993 по 1997 год было выпущено 64 экземпляра дорожной версии McLaren F1. Также было произведено 28 единиц гоночного варианта F1 GTR, 5 единиц эксклюзивной версии F1 LM (гоночный двигатель без регламентных трубок — 680 лошадиных сил, специальный аэродинамический пакет), 2 единицы варианта F1 GT и в общей сложности семь прототипов.
Производство широко известного Ferrari F40 в сравнении с этими цифрами выглядит как массовое производство какой-то популярной Toyota.
Наличие F1 означает принадлежность к одному из самых эксклюзивных клубов на Земле. Более того, быстрое вождение этого автомобиля требует от водителя значительных навыков — тормоза лишены ABS и усилителя, здесь нет никаких следов контроля тяги или ESP. За каждую ошибку приходится дорого платить.

McLaren F1-сервис и эксплуатация

Гордон Мюррей разработал автомобиль таким образом, чтобы он не требовал частого обслуживания и ремонта, даже если некоторые электронные компоненты устареют. Это невероятно сложный с инженерной точки зрения автомобиль, но в значительной степени он работает по аналоговым принципам.
Однако специалисты McLaren используют для диагностики ноутбук Compaq 90-х годов.
Замена жидкостей должна производиться не чаще одного раза в два года, даже если автомобиль не используется.
Для проведения полного технического осмотра необходимо обратиться к специалисту McLaren. Осмотр включает в себя разборку многих компонентов, которая может занять более трёх недель. В таком случае лучше отправить автомобиль в Великобританию, а не вызывать специалиста к себе.
При правильном уходе двигатель автомобиля оказывается очень надёжным. То же самое можно сказать о коробке передач и сцеплении.
Прежде чем покупать McLaren F1, необходимо внимательно изучить всю документацию по обслуживанию автомобиля. Каждый экземпляр может быть модифицирован на заводе с учётом потребностей владельца.

Первым поставщиком шин был Goodyear, но сейчас только Michelin поставляет соответствующие шины, производя около 60 комплектов шин каждые пять лет.
Слабым местом F1 являются тормоза, но в основном большинство автомобилей, которые были доставлены в Woking для обслуживания в последние годы, получили обновлённые компоненты тормозной системы.
Проблема может потребовать ремонта кузова, поэтому лучше избегать столкновений с этим автомобилем.
Строительство кузова заняло 3000 человеко-часов, и ремонт, который лучше всего доверить специалистам McLaren, наверняка будет трудоёмким и дорогостоящим.
Некоторые внешние элементы были позаимствованы из различных серийных автомобилей, поскольку разработка уникальных деталей стоила бы огромных денег. Например, задние фонари были взяты от автобуса Bova (такие же были у Lamborghini Diablo), передние поворотники — от Lotus Elan, а боковые — от компонентов Opel.
В начале производства использовались боковые зеркала от Citroen CX, пять автомобилей получили зеркала от BMW Z1, а большинство серийных автомобилей — от VW Corrado.
Переключатели стеклоподъемников и рычаги указателей поворота были взяты у тогдашнего BMW 3-й серии, а замок зажигания и дверные замки — у Audi.
Изначально планировалось построить до 350 единиц F1, но экономическая ситуация не позволила это сделать. К сожалению, это означает, что большинство автомобилей в коллекциях никогда не используются.

McLaren F1: рынок и ценовые пороги

Чтобы приобрести McLaren F1 для своей коллекции, нужно учитывать два аспекта.
Во-первых, наилучший момент для покупки такого автомобиля был примерно десять лет назад. С тех пор цены на эти машины не опускались так низко.
Во-вторых, таких автомобилей очень мало. Если у вас есть возможность и появляется подходящий вариант для покупки, нужно действовать быстро. Нет никаких гарантий, что в будущем появится ещё один шанс приобрести такой автомобиль.
Цена на McLaren F1 недавно была очень высокой — около 2 миллионов долларов. Сегодня же стоимость таких автомобилей приближается к десятикратной.
Каждый экземпляр уникален, но это не влияет на его стоимость. Даже если автомобиль был в аварии, это не снижает его ценность.
На мой взгляд, цена на McLaren F1 на рынке коллекционных автомобилей ещё не достигла своего максимума.