Lada Priora — знаковый для российских дорог автомобиль, известный своей доступностью и простотой обслуживания. Однако за кажущейся элементарностью ручного тормоза скрывается продуманная механическая система, тонкости устройства и настройки которой многим владельцам неизвестны. Понимание ее схемы и скрытого потенциала позволяет не просто держать машину на склоне, а влиять на общую культуру эксплуатации.
Одной из ключевых, но недооцененных особенностей является тросовая схема с двумя контурами и уравнителем. Система не просто одним тросом соединяет рычаг с колодками, а использует два независимых троса — на правое и левое колесо. Центральный шток от ручника через уравнитель (коромысло) распределяет усилие строго поровну между ними, обеспечивая синхронный и симметричный подхват обоих задних колес, что критично для стабильности автомобиля на уклоне.
Удобной и часто незнакомой владельцам опцией считается встроенный механизм автоматической компенсации износа колодок. При каждом поднятии рычага система не только фиксирует колеса, но и, благодаря храповому механизму внутри барабана, при необходимости подбирает слабину, поддерживая оптимальный ход рычага даже по мере износа фрикционных накладок.
Система обладает интеллектуальной, с точки зрения механики, функцией «холостого хода». Первые два-три щелчка подъема рычага выбирают свободный ход, заставляя работать только распорный механизм внутри тормозного барабана. И лишь последующие щелчки начинают полноценно сжимать тормозные колодки, создавая усилие. Это позволяет водителю по характеру хода и количеству щелчков точно дозировать усилие торможения.
Многие владельцы не догадываются, что ручник Priora — это аварийный дублер основной тормозной системы. Его конструкция полностью механическая и не зависит от гидравлики. В случае отказа главного тормозного цилиндра или утечки жидкости, сильное и резкое затягивание ручного тормоза способно создать достаточное тормозное усилие на задних колесах для безопасной остановки автомобиля.
Регулировочный узел скрывает дополнительный потенциал. Доступ к гайке регулировки натяжения тросов расположен под декоративным кожухом в салоне. Правильно отрегулированный ручник должен надежно фиксировать автомобиль на 3-5 щелчках подъема рычага. Чрезмерное затягивание приводит к подтормаживанию колес и повышенному расходу топлива, а слишком слабое — к неэффективной работе.
Функция «диагностика состояния тросов» проводится без сложного оборудования. Если при плавном подъеме ручника он заедает или требует разного усилия для фиксации, это первый признак повреждения оболочки («рубашки») троса или его коррозии внутри. Своевременная реакция предотвращает ситуацию, когда ручник «закиснет» и перестанет работать вообще.
Система стабилизации после замены тросов требует процедуры «обкатки». Новые тросы и механизмы могут двигаться слегка туго. Рекомендуется после установки 10-15 раз плавно поднять и опустить рычаг ручного тормоза, чтобы все элементы заняли свои рабочие положения, а уже затем проводить точную регулировку.
Скрытая «лазейка» для продления срока службы — регулярная «встряска». В региона с обильным использованием реагентов или после активной езды по грязи полезно на стоящем на ручнике автомобиле несколько раз сильно нажать на педаль основного тормоза. Возникающая легкая вибрация в задних тормозных механизмах помогает стряхнуть налипшую грязь и предотвратить закисание тросов и механизмов.
Глубокое понимание схемы и принципов работы ручного тормоза Priora превращает его из простого «стояночника» в надежный, понятный и подконтрольный инструмент. Чтобы раскрыть весь его потенциал и обеспечить долговечность, рекомендуется периодически проверять его эффективность и не пренебрегать своевременной регулировкой и обслуживанием этой простой, но жизненно важной системы.

