Выпрессовыватель сайлентблоков своими руками: подробное руководство

 

Замена сайлентблоков — важная часть обслуживания подвески автомобиля. Однако для их демонтажа часто требуется специальный инструмент — выпрессовыватель. Покупные варианты могут стоить дорого, но хорошая новость в том, что его можно сделать своими руками! В этой статье мы рассмотрим несколько способов изготовления самодельного выпрессовывателя сайлентблоков из подручных материалов.


Зачем нужен выпрессовыватель сайлентблоков?

Сайлентблоки плотно запрессованы в посадочные места рычагов подвески, балок и других элементов. Попытки выбить их молотком или выдавить домкратом часто приводят к повреждению деталей. Выпрессовыватель позволяет:

  • Аккуратно извлечь старый сайлентблок без деформации рычага.
  • Правильно установить новый, соблюдая соосность.
  • Сэкономить время и силы при ремонте.

Варианты самодельных выпрессовывателей

Рассмотрим несколько рабочих способов изготовления этого инструмента.

1. Простой выпрессовыватель из болтов и гаек

Материалы:

  • Два длинных резьбовых шпильки (М12–М16) или мощных болта.
  • Гайки и шайбы под резьбу.
  • Металлические пластины (толщина 5–10 мм).
  • Обрезки труб подходящего диаметра (как направляющие).

Изготовление:

  1. В рычаге подвески сайлентблок обычно держится за счёт плотной посадки. Чтобы его выпрессовать, нужно создать давление.
  2. Собираем конструкцию:
    • На шпильки надеваем металлические пластины (они будут упираться в рычаг).
    • С обратной стороны ставим обрезок трубы, который будет давить на сайлентблок.
    • Закручиваем гайки, создавая давление.

Применение:

  • Затягиваем гайки ключом, постепенно выдавливая сайлентблок наружу.

2. Гидравлический выпрессовыватель из домкрата

Если сайлентблок сидит очень плотно, можно использовать силу домкрата.

Материалы:

  • Небольшой гидравлический домкрат (бутылочный, на 2–5 тонн).
  • Металлические пластины и шпильки.
  • Обрезки труб или готовые оправки.

Изготовление:

  1. Фиксируем рычаг в тисках или на устойчивой поверхности.
  2. Устанавливаем домкрат так, чтобы он давил на сайлентблок через переходник (например, отрезок трубы подходящего диаметра).
  3. С обратной стороны ставим пластину, которая будет принимать усилие.
  4. Медленно поднимаем домкрат, выпрессовывая втулку.

Плюсы:

  • Очень мощное усилие, подходит для самых «закисших» сайлентблоков.

3. Универсальный съёмник из подшипникового съёмника

Если у вас есть съёмник подшипников (типа «клопа»), его можно модифицировать для выпрессовки сайлентблоков.

Доработка:

  • Используем имеющиеся лапки для фиксации рычага.
  • Вместо центрального болта подбираем оправку под диаметр сайлентблока.
  • Дополнительно можно использовать проставки из металлических пластин.

Преимущества:

  • Уже готовый инструмент, требующий минимальной переделки.

Как запрессовать новый сайлентблок без пресса?

После выпрессовки старого сайлентблока нужно правильно установить новый. Если нет гидравлического пресса, можно использовать:

  1. Резьбовую запрессовку – тем же самодельным выпрессовывателем, но в обратном порядке.
  2. Использование стяжных болтов – постепенно затягивая гайки, вдавливаем сайлентблок на место.
  3. Вытягивание с помощью гайки и трубы – если сайлентблок должен встать в глубокое посадочное место.

Важно:

  • Перед установкой смазать посадочное место мыльным раствором или силиконовой смазкой (не маслом и не WD-40, чтобы резина не разбухла).
  • Следить за правильной ориентацией (у некоторых сайлентблоков есть метки).

Вывод

Самодельный выпрессовыватель сайлентблоков — реальная альтернатива дорогому инструменту. Самый простой вариант — резьбовая шпилька с гайками, но если сайлентблоки сильно закисли, лучше использовать домкрат.

Главные правила:
✔ Не бить молотком по сайлентбоку — можно повредить рычаг.
✔ Использовать смазку при запрессовке.
✔ Проверять соосность после установки.