Кованые диски для авто: преимущества, особенности, как выбрать

 

Колесные диски из алюминиевых и магниевых сплавов завоевали большую популярность среди автовладельцев благодаря своим качествам: малому весу, высокой прочности и устойчивости к коррозии. Такие качества выгодно отличают их от штампованных стальных дисков, но название кованые, литые или штампованные, не совсем точно описывает технологию изготовления. В данной статье подробно рассмотрим основные отличия этих типов дисков, их достоинства и недостатки, а также лучшие отечественные и зарубежные предприятия, производящие диски.

Термин «кованые диски»

Разберемся с названием данного элемента автомобиля. На самом деле, термин «кованые диски» абсолютно неправилен, ведь изготавливаются они из легких сплавов, проходящих изотермическую штамповку. Но данное название намертво вошло в обиход владельцев автомобилей и по привычке используется и по сей день. Не будем нарушать привычный порядок вещей во Вселенной и продолжим использовать термин в статье.

История возникновения

К машинам данное оборудование пришло из авиации. Заимствование интересных новшеств «небесных братьев» стало уже обычной практикой. Первыми испытателями стали автоспортсмены. В одних областях автоспорта благодаря дискам удалось уменьшить инерцию колес, в других – повысить их прочность и срок жизни. Не менее быстро они приобрели популярность и на обычных дорогах. До этого вида были и другие: стальные штампованные — дешевые, устойчивые к большим нагрузкам и деформациям, но слишком тяжелые; литые алюминиевые также имели свои преимущества, но их большой недостаток – склонность к разрушению во время нагрузок, что делало жесткие приземления небезопасными – повлиял на их замену коваными.

Кованые диски в России

Концепция использования данного элемента колеса в нашей стране совершенно отличается от зарубежных – в большинстве других стран такие диски ставятся преимущественно на гоночные и люксовые автомобили, на все остальные – литые, у нас же все по-другому. Машина с коваными дисками на дорогах общего пользования – никакая не редкость. А происходит так, потому что стоимость данного продукта в России местами в 10 раз меньше, нежели иностранные аналоги, изготовителям которых в несколько раз выгоднее производить литье. Вероятнее всего, в ближайшие годы цены на этот товар возрастут, в противном случае производителям придется перейти к литому варианту.

Что такое кованые диски и как они работают

Что такое кованые диски?

Кованые диски изготавливаются путем нанесения высокого давления на кусок специального металлического слитка. Этот процесс позволяет создать диск с более высокой прочностью и надежностью по сравнению с обычными литыми дисками. Слиток подвергается механической обработке, чтобы придать ему нужную форму и размер, затем происходит финишная обработка для создания гладкой и блестящей поверхности диска.

Одна из главных особенностей кованых дисков заключается в том, что они состоят из одного куска материала, без соединительных швов или сварки. Это делает их более прочными и обеспечивает более точное равновесие, что влияет на улучшение характеристик езды и повышение безопасности на дороге.

Принцип работы кованых дисков

Кованые диски работают по принципу передачи силы от шины автомобиля на дорогу. Их главная задача — обеспечить надежное сцепление и управление автомобилем во время движения. Внешне кованые диски могут выглядеть просто как красивые элементы автомобильного дизайна, но их функциональность и важность трудно переоценить.

Сцепление с дорогой: Благодаря своей прочности и надежности, кованые диски обеспечивают надежное сцепление с дорогой даже при высоких скоростях и экстремальных условиях езды. Это повышает безопасность водителя и пассажиров, а также обеспечивает более стабильное управление автомобилем.

Теплоотвод: Во время езды диски нагреваются от трения с тормозами. Кованые диски обладают лучшими теплоотводящими свойствами по сравнению с другими типами дисков, что позволяет им более эффективно распределять и отводить тепло. Это способствует снижению возможности перегрева тормозных систем и повышает эффективность их работы.
Вес и балансировка: Кованые диски обладают легким весом и хорошо сбалансированы, что позволяет снизить нагрузку на подвеску и улучшить маневренность автомобиля. Они также помогают снизить массу несущих частей автомобиля, что положительно влияет на его общую динамику и экономичность.

Как отличить кованый диск от литого при покупке

Хотя различия между литыми и коваными дисками принципиальные, визуально их определить непросто.

Во-первых, в производстве кованого и литого диска применяются различные технологии термической обработки сплавов, которые и создают в конечном итоге различные характеристики и другой уровень качества. Хотя по внешнему виду определить вид обработки невозможно, металл покрыт слоем лакокрасочного защитного покрытия.

Во-вторых, уделите внимание маркировке – кованые диски маркируют «forged», что в переводе обозначает «кованый». Способ написания маркировки на литых дисках выпуклый, на кованых надпись вдавлена. Хотя это неточно, поскольку единых предписаний по этому пункту нет, маркировки наносят по усмотрению производителя.

В-третьих, разница в весе, кованые колеса примерно на 20-30% легче литых в два раза легче штампованных. Но это необязательно, поскольку ковка российского производства  может быть значительно тяжелее литья. По техническим характеристикам это совсем не хуже

В-четвертых, самое простое отличие – смотрите на цену, ковка значительно дороже литья. И если бы не некоторые темные личности, иногда желающие подсунуть нам хорошие диски вместо лучших, отличить литье от ковки можно было бы по цене на диск и надписи на этикетке.

Как правильно выбирать диск

В целом выбор колесного диска происходит одинаково для стальных, литых и кованых колес. О правилах выбора мы писали не раз, нужная информация содержится в наших статьях о маркировке дисков, о том, как не ошибиться в выборе колесных дисков, а также о важности сопоставимых размеров дисков и шин.

Вот основные правила:

  1. Чтобы не ошибиться при выборе дорогого кованого диска, вам прежде всего нужно следовать рекомендациям производителя по части типоразмеров и технических параметров, они размещены в разных местах автомобиля и инструкции пользователю.
  2. В магазине вам необходимо самостоятельно прочитать и понять по маркировке, подходит ли диск для вашей модели.
  3. Под выбранные размеры диска нужно подобрать покрышки, если в торговом центре не продают готовые комплектации колес.
  4. Купить и обеспечить доставку по адресу комплекта дисков и автопокрышек для вашей машины.
  5. Обратиться в сервисный центр для балансировки колес и установки их на ваш автомобиль.
  6. Провести обкатку колес в соответствии с инструкцией производителя; зачем она нужна или о чем идет речь, подробнее можно узнать здесь.
  7. После всех произведенных движений можно смело выезжать на любую дорогу в новых кованых колесных дисках.

Если вы решили приобрести для своего автомобиля кованые диски, то следует их выбирать по типоразмеру. Например, для ВАЗ-2110, параметры обода такие: 5Jx14/H2/ЕT35/4×98/DIA 58.6. Расшифровываются они таким образом:

  • 5 – ширина диска в дюймах между закраинами;
  • J – форма закраины борта (практически у всех одна и таже);
  • 14 – диаметр обода для покрышки;
  • Н2 – наличие 2 хампов (Hump), это посадочные борта для шины;
  • ЕT 35 – вылет диска положительный, равный 35 мм;
  • 4×98 – разболтовка: диск крепится на 4 болта, а 98 – это диаметр всех 4 крепёжных отверстий по центрам;
  • DIA 58.6 – диаметр центрального отверстия составляет 58.6 мм.

Найти эти параметры возможно в инструкции по эксплуатации автомобиля, в таблице «Технические характеристики». Если инструкции нет, то можно отыскать маркировку в автомобиле. Почти все производители размещают наклейки:

  • в перчаточном ящике (бардачке);
  • на обратной стороне лючка бензобака;
  • на стойке дверного проёма с водительской стороны.

В конечном счёте, маркировка есть и на самих дисках. У штамповок снаружи обода. На литье, на внутренних полостях спиц.

Если вы хотите выбрать кованые диски, то предстоит расстаться с внушительной суммой от 20 тыс., рублей за комплект. Но эти вложения оправданы, так как данные колёса прослужат намного дольше, чем «штамповки» и «литьё». Кроме того, автомобиль порадует новыми эксплуатационными характеристиками на лёгких и прочных дисках.

Плюсы кованых дисков

При ковке достигается прочность выше, чем при литье, поскольку происходит измельчение зерен, их деформация и вытягивание в нужном направлении — в результате структура металла становится волокнистой. За счет этого возможно уменьшение толщины стенок кованого диска примерно на 20% по сравнению с литым. Высокая прочность материала дисков обеспечивает им хорошие весовые характеристики: масса кованого диска на 30-50 % меньше массы стального и на 20-30 % аналогичного литого. Благодаря высокой пластичности такой диск не разрушается после сильного удара, а деформируется на подобие стального. Кованые магниевые диски обладают хорошей коррозионной стойкостью, а алюминиевые и вовсе можно использовать без лакокрасочного покрытия. В общем, кованый диск вобрал в себя все преимущества литого и стального штампованного собратьев, при этом избавившись от их недостатков.

Минусы кованых дисков

Существенным недостатком является очень низкий коэффициент использования материала, составляющий 30-40%, что значительно увеличивает стоимость изделия.

Технология производства кованых дисков:

Исходную заготовку разогревают до температуры, при которой сплав приобретает наиболее высокую пластичность (порядка 400-470 0С), затем разогретая «чушка» под действием пресса вминается в специальную форму, и на выходе получается некое подобие колеса — поковка. Изготовляемые таким методом диски могут проходить термическую обработку, а могут и не проходить. Все определяется составом сплава. Часто механические характеристики дисков, прошедших термическую обработку, и без таковой, изготовленные из разных сплавов, практически не отличаются. Если термическая обработка производится, то она включает закалку с последующим старением. После поковка отправляется на механическую обработку, затем осуществляется нанесение декоративных покрытий. Такая технология изготовления позволяет получить диски, материал которых имеет прочность сопоставимую со сталью, и пластичность ниже всего на 20-30 %. При производстве кованых дисков широко применяются сплавы на основе алюминия и магния.

Срок службы

Температура окружающей среды и погодные условия. Холодные температуры негативно сказываются на стали, повышенная влажность воздуха вызывает ржавчину.
Дорожные условия. Неровные дороги, ямы способствуют скорейшему износу.
Степень ухода. При должной обработке поверхности, покрытии стали, своевременном окрашивании срок службы значительно увеличивается.
В наибольшей степени фактор, который действует на штамповку разрушительно, — это коррозия, от которой, к сожалению, никуда не деться, так как сталь ржавеет при любой внешней среде.

Внимание!

Не стоит забывать своевременно обрабатывать диски антикоррозийным покрытием, грунтовать и красить, тогда они не будут ржаветь и прослужат дольше.

Определить стандартный срок службы стальных дисков поэтому довольно сложно. При должном уходе штамповки могут служить 7-10 лет. Без ухода срок может сократиться в два и более раз.

Советы по уходу за дисками

  • Регулярно проводите балансировку колес. Это позволит избежать лишней нагрузки на диск, вызванной биением.
  • При балансировке желательно использовать самоклеющиеся грузки (использование обычных может привести к коррозии).
  • Проводите осмотр дисков на наличие механических повреждений. Сколы и царапины — источник коррозии.
  • При установке дисков нужно использовать крепежные болты, которые идут в комплекте с диском.
  • Для легкосплавных дисков никогда нельзя использовать болты от стальных дисков (такие болты длиннее и могут привести к повреждению тормозных колодок).
  • Помните, что легкосплавные диски не подлежат восстановлению.