Кто сделал первый кроссовер в мире

 

Вопрос – один, ответов – минимум семь. Кто же он, первый?

Если вы четко для себя ответили на вопрос, что было раньше – яйцо или курица, то предлагаем найти ответ на еще один животрепещущий вопрос: какой автомобиль следует считать первым кроссовером в мире? Возможно, это один из представленных далее вариантов.

Кто сделал первый кроссовер в мире, изображение №1

ГАЗ-М-72

Неоднозначность этой кандидатуры на звание первого кроссовера связана с тем, что у рассматриваемого нами класса вообще нет четко обозначенных признаков. Скажем, кто-то считает кроссовером автомобиль с внедорожными замашками и полным приводом, который, однако, имеет несущий кузов. Если исходить из того, что это определение самое точное, то первым кроссовером можно считать… отечественную Победу М-72. Более того, учитывая ее вид в профиль, можно говорить о том, что М-72 была и первым внедорожником-купе. За полвека с лишним до BMW X6.

Кто сделал первый кроссовер в мире, изображение №2

Выпуск ГАЗ-М-72 был налажен на Горьковском автозаводе с 1955 по 1958 год. Усиленный кузов модели М-20 был совмещен с ходовой частью и трансмиссией внедорожного ГАЗ-69. При этом стандартный 2,1-литровый двигатель мощностью 55 лошадиных сил не претерпел никаких изменений. За четыре года производства было выпущено 4677 автомобилей модели М-72.

Кто сделал первый кроссовер в мире, изображение №3

Willys-Overland Jeepster

Впрочем, все мы знаем, что кроссоверы далеко не всегда полноприводные – иногда им достаточно просто выглядеть по-внедорожному. А упрекнуть в недостатке визуальной внедорожности Willys-Overland Jeepster сложно – тут и характерный передок в стиле военного Willys (который позднее частично унаследует Wrangler), и достаточный дорожный просвет. И плевать, что привод задний.

Кто сделал первый кроссовер в мире, изображение №4

«Джипстер» производился с 1948 по 1950 год на заводе в Толедо, штат Огайо, и оснащался четырех- и шестицилиндровыми двигателями объемом от 2,2 до 2,6 литра. Уже тогда его изредка называли кроссовером – по той причине, что модель стала «переходной» для Willys: от машин военных компания переходила к гражданским. Хитом продаж Jeepster не стал, но на западном побережье популярностью пользовался.

Кто сделал первый кроссовер в мире, изображение №5

Matra-Simca Rancho

Есть мнение, что слово «кроссовер» по отношению к автомобилям с внедорожной внешностью впервые начали использовать в Европе – причем, опять-таки, привод роли не играл, главное – антураж. В связи с чем вспоминается рекламируемая в качестве автомобиля для активного отдыха Matra-Simca Rancho, выпускаемая с 1977 года.

Кто сделал первый кроссовер в мире, изображение №6

Модель Rancho была интересна не только своей внешностью, вдохновленной внедорожниками – кузов машины был изготовлен из стеклопластика, а опционально предлагаемый третий ряд сидений, который устанавливался против хода движения, имел общие подголовники со вторым рядом. По части техники Rancho был близок к Simca 1100 – передний привод и скромный четырехцилиндровый двигатель.

Кто сделал первый кроссовер в мире, изображение №7

Lada 4х4

Когда во Франции начался выпуск Rancho, в Советском Союзе на конвейер взошла без преувеличения легендарная «Нива», которую сейчас принято величать Lada 4×4. Вот уж кто действительно заслуживает звания «первый кроссовер»: несущий кузов, полный привод, при этом визуальная внедорожность машины не кричащая, а сдержанная. Или рычаги управления раздаткой – это чересчур для кроссовера?

Кто сделал первый кроссовер в мире, изображение №8

В этом году «Нива» отмечает свой сорокалетний юбилей. Машина до сих пор производится и неплохо продается не только в России, но и в странах Западной Европы, так как найти автомобиль с такими талантами на бездорожье в ценовом диапазоне до 20 тысяч евро практически невозможно. У нас же Lada 4×4 стоит от 475 900 рублей.

Кто сделал первый кроссовер в мире, изображение №9

Jeep Wagoneer

Казалось бы, при чем тут Wagoneer? Все просто – первым автомобилем, который официально получил обозначение Sport Utility Vehicle (или SUV), стал именно роскошный Wagoneer. При этом его внедорожные качества на фоне собратьев по бренду выглядели не столь убедительно. Чем не повод считать это авто первопроходцем лиги кроссоверов?

Кто сделал первый кроссовер в мире, изображение №10

Wagoneer выпускался без значительных изменений с 1963 по 1991 год, став прародителем класса роскошных машин повышенной проходимости – таких, как Range Rover. Под капот устанавливались рядные «шестерки» и V-образные «восьмерки». В 2019 году ожидается выход Wagoneer нового поколения, который встанет на одну ступеньку выше нынешнего флагмана компании Jeep – Grand Cherokee.

Кто сделал первый кроссовер в мире, изображение №11

AMC Eagle

Он был одинаково комфортен как на бездорожье, так и на асфальте, имел несущий кузов и полноприводную трансмиссию. Ну а для универсала повышенной проходимости был слишком «повышенным». Предпоследний претендент на звание первого кроссовера в истории – американский AMC Eagle, который выпускался в кузовах хэтчбек, купе, седан, универсал… даже кабриолет (привет, Nissan Murano CrossCabriolet и Range Rover Evoque Convertible!).

Кто сделал первый кроссовер в мире, изображение №12

Жизнь AMC Eagle продлилась с 1979 по 1987 год. Автомобиль должен был стать спасением дышащей на ладан марки AMC, но хотя продажи были не самыми плохими, их оказалось недостаточно, чтобы уберечь фирму от банкротства. Семейство Eagle оснащалось бензиновыми и одним дизельным двигателем – последний, к слову, благодаря турбонаддуву развивал 150 сил и был самым мощным силовым агрегатом, предлагаемым для модели.

Кто сделал первый кроссовер в мире, изображение №13

Toyota RAV4

Наконец, ответ на вопрос о первокроссоверности от самых молодых, согласно которому кроссоверы как класс появились относительно недавно, а пионером в этой лиге стала Toyota RAV4, которая выпускается с 1994 года. Приставка RAV расшифровывается как Recreation Active Vehicle (автомобиль для активного отдыха), а четверка обозначает число ведущих колес.

Кто сделал первый кроссовер в мире, изображение №14

За свою 23-летнюю историю Toyota RAV4 пережила три смены поколения, которые планомерно сделали модель самым продаваемым и узнаваемым кроссовером в мире. Цены на нынешний RAV4 в России стартуют от 1 миллиона 415 тысяч рублей. За эти деньги покупатель получает переднеприводный автомобиль с шестиступенчатой «механикой» в комплектации «Стандарт» и двухлитровой рядной «четверкой» под капотом.