Автомобильный транспорт – один из самых распространенных и востребованных в сфере оказания услуг по перевозке грузов. Даже в случае использования железнодорожного, воздушного или морского транспорта, грузовые авто выполняют доставку груза от вокзала, аэродрома или порта к месту конечного назначения. Ну а в случае местных перевозок грузовики являются единственным способом транспортировки объектов из одной точки в другую.
В связи с огромным ассортиментом перевозимых грузов, грузовые автомобили имеют достаточно широкую и сложную классификацию, что может значительно осложнить процесс покупки нужной автотехники. В нашем материале «Классификация и виды грузовых автомобилей» мы подробно разберем все нюансы, касающиеся характеристик и назначения различных грузовиков, чтобы максимально упростить для вас процедуру выбора транспортного средства.
К выбору грузового авто стоит подходить максимально ответственно. Во-первых, от того, насколько правильным будет ваше решение, напрямую зависит безопасность груза. Во-вторых, согласно транспортному законодательству, использование транспорта не по назначению влечет за собой серьезные штрафы и санкции. Ну и в-третьих, выбор подходящего грузовика, обеспечит вам максимум дохода с минимальными затратами.
Классификация грузовых автомобилей
ТС, или транспортные средства, которые используются для автоперевозок, делятся на разные группы по нескольким признакам. В их числе:
- тип кузова;
- состав ТС;
- количество осей;
- грузоподъемность;
- полная масса;
- тип двигателя.
Рассмотрим каждый из критериев более подробно.
Тип кузова
По этому признаку автомобили для грузоперевозок делятся на три группы:
- машины с открытым кузовом;
- автомобили с закрытым кузовом;
- транспортные средства со специальным кузовом.
Внутри каждой из групп также действует деление на категории.
Начнем с машин с открытым кузовом. К ним относятся:
- Автомобили с кузовом в виде платформы без бортов. На таких ТС можно перевозить негабаритные грузы.
- Машины с открытой бортовой платформой. При необходимости кузов с помощью тента можно превратить в закрытый. Такие автомобили предназначены для доставки грузов, сохранность которых не зависит от погоды.
- Низкорамные тралы. Это машины с усиленной заниженной платформой. Особенности конструкции таких ТС позволяют перевозить тяжелые и объемные грузы, например, спецтехнику.
Группа автомобилей с закрытым кузовом включает:
- Тентованные машины. Кузов ТС такого типа дополнен навесом, который защищает груз от неблагоприятных внешних воздействий.
- Автомобили с цельнометаллическим кузовом. Их конструкция обеспечивает максимально высокий уровень защиты груза.
- Изотермические фургоны. Конструктивно кузов «термоса» не отличается от цельнометаллического. Разница заключается в наличии теплоизоляционного слоя, который помогает сохранять внутри фургона определенную температуру.
- Грузовики-рефрижераторы. Многие путают их с «термосами», что неверно. Рефрижераторы не просто сохраняют внутри кузова нужную температуру, но и могут ее регулировать за счет дополнительного расхода топлива.
- Микроавтобусы. Это компактные маневренные машины для перевозки небольших грузов — бытовых предметов, продовольственных товаров и т. д. Микроавтобусы популярны из-за высокой скорости доставки при ее низкой себестоимости.
К машинам со специальным кузовом относятся:
- Автомобили-цистерны. Такие ТС используются в основном для перевозки жидкостей, реже — сыпучих грузов. Кузова в виде шарообразных, эллиптических или прямоугольных цистерн изготавливаются из стали, алюминиевых сплавов, иногда из пластмассы.
- Автовозы. Это специализированные машины, которые предназначены для транспортировки автомобилей и другой колесной техники. Вместительность автовоза зависит от его длины.
- Зерновозы. Такие автомобили оснащаются кузовами в виде бункеров или цистерн. Некоторые из них дополняются системой автозагрузки через специальные люки. Назначение таких машин — транспортировка зерна, комбикормов и т. п.
- Самосвалы. Это автомобили с опрокидывающимся кузовом. Такие ТС используются для доставки сыпучих и навалочных грузов.
- Лесовозы. Машины этого типа оснащаются кузовами в виде платформ, у краев которых размещаются специальные стойки — коники. Они фиксируют груз и предотвращают его выпадение во время движения ТС. Лесовозы используются для транспортировки круглого леса, пиломатериалов, металлопроката.
Виды кузова
Бортовой кузов
Так тип груза представляет из себя платформу, ограниченную с трех сторон бортами, которые легко откидываются или снимаются. Главный недостаток заключается в том, что грузы, перевозимые в открытом кузове, не защищены от ветра, дождя, солнца, пыли, грязи. Такой вид кузова довольно часто используется при транспортировке груза внутри России. Для безопасной перевозки груз не должен возвышаться над бортами, в противном случае он требует особого крепления.
Тентованный кузов
Тентованный кузов представляет из себя бортовой кузов, но с наличием распорок, на которые натянут тент. Он подходит для достаточно большого вида грузов. Съемный тент позволяет осуществлять погрузку и разгрузку с любой стороны, а также предусматривает возможность полного снятия. Благодаря легкому материалу автомобиль с тентованным кузовом обладает большей полезной грузоподъемностью, нежели автомобиль с цельнометаллическим кузовом.
Цельнометаллический кузов
Это кузов с металлическими стенками. Он обеспечивает лучшую защиту от климатических условий и краж, также конструкцией предусмотрены запирающиеся двери. Прочные стенки такого кузова выдерживают большие нагрузки и надежнее предохраняют груз от ударов и происшествий в пути.
Изотермический кузов
Такой кузов обшит специальным теплоизоляционным материалом, благодаря чему способен некоторое время поддерживать температуру определенного уровня. Поэтомуон подходит для транспортировки тех грузов, которые требуют особого температурного режима хранения и транспортировки. При выборе для перевозки автомобиля с изотермическим кузовом следует учитывать тип и привередливость груза, а также расстояние его транспортировки. Изотерм всего лишь сохраняет, но никак не создает определенный уровень температуры. А значит, чем дольше груз будет ехать, тем выше вероятность его остывания или нагрева.
Рефрижератор
Это усовершенствованный изотермический фургон, снабженный встроенной холодильной установкой. Он предназначен для чувствительных к температурам грузов. В отличие от изотерма также способен не только поддерживать, но и создавать определенный температурный режим. А значит, в состоянии возить самые привередливые грузы и на довольно большие расстояния.
Классификация грузовых автомобилей по составу
Грузовые автомобили делятся на:
- Одиночные
- Сцепки, или автопоезда.
Одиночный транспорт — это автомобили, в которых кабина и кузов объединены и установлены на одной раме.
Сцепка, как следует из названия, состоит из нескольких составных частей, которые подобно вагонам отсоединяются друг от друга. Сцепкой считается фургон с прицепом или седельный тягач с полуприцепом (фурой). Бывают более сложные конфигурации — например, седельный тягач с полуприцепом и прицепом. Полезный объем такого автомобиля составляет до 120 куб. м. Законодательство России ограничивает длину автопоездов до 20 метров.
Типы прицепов и полуприцепов
Прицеп – самостоятельное транспортное средство, так как может удерживать равновесие без опоры, в отличие от полуприцепа.
Полуприцеп — это тип прицепа, который передней частью опирается на тягач. С грузовым автомобилем он соединяется седельно-сцепным устройством.
Виды прицепов
- тентованные
- самосвальные
- цельнометаллические контейнерные
- изотермические
- рефрижераторные
- бортовые.
Виды полуприцепов
- тентованные
- самосвалы
- контейнеры
- низкорамные тралы
- платформы
- цистерны и контейнеры-цистерны
- рефрижераторные.
Также существуют специальные типы полуприцепов:
- Лесовозы
- Автовозы
- Скотовозы — полуприцепы для перевозки животных
- Контейнеровозы — платформы для транспортировки морских контейнеров
- Тракторные — самосвальные, бортовые, насыпные. Применяются в сельском хозяйстве.
Полуприцепы или фуры отличаются по размерам и характеристикам:
- Еврофура — стандартный и наиболее популярный тип полуприцепов. Она имеет длину 13,6 метров. Высота может колебаться от 2,45 до 2,7 м. Поэтому и объем варьируется от 82 до 90 куб. м. Грузоподъемность составляет 20-24 тонны.
- Джамбо — полуприцеп длиной 13,8 метров и полезным объемом 96 куб. м. Главные отличия от еврофуры — Г-образный пол и уменьшенный диаметр задних колес. Благодаря этому высота фуры увеличена до 3 метров. Отсюда дополнительные 6 куб. метров полезного объема. Из-за неровного пола Джамбо не подходит для транспортировки длинных цельных грузов вроде труб.
- Мега — полуприцеп стандартной длины 13,6 метров и высотой 3 м. В отличие от Джамбо полуприцеп Мега имеет ровный пол. Поэтому объем фуры составляет 100 куб. м. Грузоподъемность — до 25 тонн.
Как правило, полуприцепы приобретаются отдельно от седельного тягача.
Виды грузовиков по массе
Одной из важных технических характеристик грузовых авто является максимально допустимая к перевозке масса груза, ее называют грузоподъемностью. Она может быть малая – от 0,5 до 2 т; средняя – от 2 до 5 т, большая (5 – 16 т), особо большая (от 16 т).
Если к грузоподъемности прибавить массу самого ТС, то получится полная масса грузового авто. По полной массе используют следующую классификацию грузовых автомобилей:
- до 1,2 т. Это небольшие автофургоны, универсалы для местных перевозок продуктов, бытовой мебели, стройматериалов и пр;
- от 1,2 – 3 т. Это легкие грузовики, пикапы;
- от 3 – 8 т. Машины предназначены для доставки так называемой «последней мили». Это как правило развозные городские грузовики для доставки товаров по городу или в близлежащие посёлки. Они достаточно маневренные для езды по городу, при этом обладают хорошей вместимостью;
- от 8 – 14 т. Такие модели имеют разные варианты автомобильного кузова, что значительно расширяет сферу их применения;
- от 14 – 20 т. Сюда относятся 2-х, 3-х, 4-х-осники, грузовики и спецтехника;
- от 20 – 40 т. Это уже автопоезда, состоящий из тягача и полуприцепа, которые могут осуществлять автоперевозки тяжелых грузов на большие расстояния;
- более 40 т. Сюда относятся фуры и грузовые машины с тремя и более осями для дальних перевозок (включая международные), а также карьерные и специальные машины для перевозки сыпучих материалов. Например, большинство шарнирно-сочленённых самосвалов относятся к этой категории.
Но не везде классификация машин одинаковая. Например, в США грузовики по полной массе поделены на восемь классов:
- Класс 1 – максимальная масса машин до 2 722кг. Это не только машины с кузовом универсал, но и пикапы среднего класса, такие как Mitsubishi L200 или Ford Ranger
- Класс 2 – это уже большие Toyota Sequoia, Ford F-250, а также лёгкий коммерческий транспорт. Масса автомобилей этого сегмента – до 4 536кг.
- Класс 3, класс 4, класс 5 – шаг массы этих категорий менее 2т. Так, к третьему классу относятся машины от 4,54 до 6,35 тонн, к 4-му классу – от 6,35 до 7,26 тонн, а к пятому – 7,26 до 8, 85 тонн.
- Класс 6 – грузовики весом до 11,8 тонн относятся к шестой категории. Это уже полноценные грузовики с надстройками.
- Класс 7 – грузовые авто с более тяжёлыми кузовами и максимально разрешённой массой до 15 тонн.
- Класс 8 – машины полной массой свыше 15 тонн, включая все седельные тягачи.
Какой кузов у грузовика?
Кузова грузовиков Их разделяют на закрытые, открытые. Бортовой, самосвальный кузов имеет открытый тип конструкции, фургон, цистерна, тент – закрытый тип.
Как называется кузов грузовика?
У грузовика кузов состоит из кабины водителя и грузовой платформы (часто только её и называют кузовом). У грузовых автомобилей кузовом называют конструктивную часть, предназначенную для перевозки грузов.
Какие бывают типы грузовых автомобилей?
Грузовые автомобили бывают:открытые (платформа, бортовой автомобиль или низкорамный);закрытого типа авто (тентовые, изотермические, рефрижераторы и промтоварные типы авто);специальные автомобили. Это строительные грузовые авто и спецтехника: автовозы, мусоровозы. Отдельно выделяется цистерны.
Что такое тип кузова?
На автомобилях применяются различные типы кузовов. Именно тип кузова во многом определяет цену автомобиля, его габаритные размеры, предполагаемый рынок сбыта и другие потребительские качества. Типы кузовов различаются по назначению, конструкции, компоновке и степени нагруженности.
Как классифицируются грузовые автомобили?
В этом плане все типы грузовых автомобилей делятся на три категории: N1 – с полной массой до 3,5 тонн, N2 — с полной массой свыше 3,5 до 12 тонн и N3 — с полной массой свыше 12 тонн. В зависимости от того, к какой категории относится ваш грузовик, на него накладываются определенные ограничения.
Каковы основные части кузова грузового автомобиля?
Как правило грузовой автомобиль состоит из пяти основных частей, которые перечислены ниже: Двигатель Шасси Кузов Электрооборудование Специальное оборудование
Самые популярные грузовые транспортные средства
Существует ряд грузовых авто, которые чаще других выбирают для грузоперевозок. К ним относятся грузовики с цельнометаллическими или тентованными прицепами, которые подходят для перевозки неприхотливого груза или объектов, нуждающихся в поддержке определенных условий: Стандартная еврофура из тягача и полуприцепа на 82 кубических метра, способная вместить груз весом до 20 тонн. При наличии ДОПОГ может использоваться для транспортировки опасного груза. Джамбо из тягача и полуприцепа для 96 кубических метров с грузоподъемностью до 22 тонн, отличающаяся основанием пола в форме Г, увеличивающей высоту и объем.
Подходит для перевозки высоких грузов. Мега из тягача и полуприцепа на 100 кубических метров с вместимостью 22 тонн. Характеризуется колесами с меньшим радиусом, позволяющим использовать транспорт для высоких грузов. Автопоезд из фургона и прицепа вместимостью 120 кубических метров. Часто применяется для перевозок больших партий товара. Для любого вида грузового автотранспорта и коммерческой перевозки необходимо получить путевой лист и пройти предрейсовые осмотры. Сделать это можно в нашей компании: для получения дополнительной информации свяжитесь с нами по телефону или оставьте заявку на сайте. Мы найдем индивидуальный подход к каждому клиенту!
Грузовые автомобили по количеству осей
Грузовые машины различаются по количеству осей. Осью называется элемент конструкции авто, на котором располагаются колеса.
Существуют такие виды грузовиков по числу осей:
- С двумя осями. На таких машинах 4 колеса на двух осях. Их используют для транспортировки средних грузов на незначительные дистанции.
- С тремя осями. На таких машинах 6 колес на трех осях. Их используют для транспортировки больших грузов на большие дистанции.
- С четырьмя осями. На таких машинах 8 колес на четырех осях. Их используют для транспортировки тяжелых объектов на огромные дистанции.
- С пятью осями. На таких машинах 10 колес на пяти осях. Их используют для транспортировки огромных грузов — особого оборудования, конструкций из металла.
- С шестью осями. На таких машинах 12 колес на шести осях. Их используют для транспортировки особо больших и тяжелых объектов.
Транспортная компания Росперевозки выполнит ваш заказ с помощью надежных транспортных средств любого типа — быстро, качественно, профессионально.
Трехосный грузовик:
Виды грузовиков по типу топлива
Грузовые машины работают на разном топливе, что влияет на их мощность, экономичность и быстроту.
Выделяют следующие виды грузовиков:
- Дизельные грузовики. Их заправляют дизельным топливом — оно дает высокий крутящий момент, делает более экономичной работу двигателя. Такие грузовые машины используют для транспортировки разных типов грузов на средние и большие дистанции.
- Грузовики на бензине. Их заправляют бензином. Такие машины обладают высокой мощностью, но не так экономичны, как грузовики на дизеле. Их используют для транспортировки объектов на средние дистанции.
- Грузовики на газе. Их заправляют сжиженным газом (пропан-бутаном) или природным (метаном). Такие автомобили экологичнее остальных и экономичнее тех, что работают на бензине. В сравнении с грузовиками на дизеле они менее мощны.
Виды грузовых машин по грузоподъемности
Выделяют такие типы грузовых машин по грузоподъемности:
- Легкие. Грузоподъемность таких машин — от 1 до 3,5 тонн. Подходят для транспортировки объектов на небольшие дистанции в условиях города.
- Среднетоннажные. Грузоподъемность таких машин — от 3,5 до 12 тонн. Подходят для перевозок грузов в городе и между городами.
- Тяжелые. Грузоподъемность таких машин — от 12 до 40 тонн. Подходят для транспортировки больших грузов на дальние дистанции.
- Самосвалы. Грузоподъемность таких машин — до 40 тонн. Подходят для транспортировки сыпучих грузов — камня, песка и др.
- Грузовики-тягачи. Грузоподъемность таких машин — от 20 до 40 тонн. Подходят для транспортировки массивных грузов.
Подбор машины по грузоподъемности происходит с учетом различных факторов — вида груза, дистанции, маршрута, дорожных условий и др.
Обзор дефектов при покраске авто. К чему нужно быть готовым? Исправность покрасочного оборудования – гарантия успешной покраски
Как сделать ремонт кузова автомобиля стекловолокном (стеклотканью)
Основные типы и виды кузова легкового автомобиля
Что такое оцинковка кузова автомобиля: виды,типы,фото,цена,описание,обзор