Основные причины неисправности стартера

Стартер – это электромеханическое устройство, которое обеспечивает запуск двигателя, создавая первичный крутящий момент коленчатого вала с необходимыми оборотами, чтобы образовалась степень сжатия, для воспламенения горючей смеси.

И когда не работает стартер или работает с перебоями, то запуск двигателя весьма проблематичен, а порой и невозможен. Но прежде чем приступать к поискам причин, почему стартер не крутит нужно помнить, что данный узел работает в паре с другими системами автомобиля в общей пуско-зарядной цепи (АКБ-механизм управления запуском-стартер). Поэтому могут быть как механические, так и электрические поломки, имеющие свои отличительные черты.

Содержание статьи

Устройство стартера и принцип его действия

Конструктивно стартерный узел на авто включает в себя следующие элементы:

  1. Корпус устройства или сам электромотор. Выполнен в виде цилиндрического механизма. Внутри электродвигателя устанавливаются обмотки возбуждения, а также сердечники.
  2. Якорное устройство. Этот элемент выполняется в виде оси, изготовленной из легированной стали. На якорном устройстве устанавливается сердечник, а также коллекторные пластины.
  3. Тяговое реле. Используется для подачи напряжения на электрический моторчик стартерного узла от выключателя зажигания. Тяговое реле также предназначено для выталкивания обгонной муфты. Этот элемент оборудуется силовыми контактами, а также подвижной перемычкой.
  4. Бендикс или обгонная муфта с приводной шестеренкой. Выполнен в виде роликового устройства, который осуществляет передачу крутящего момента к венцу маховика посредством шестеренки зацепления. Когда выполняется старт двигателя, бендикс отсоединяет приводную шестеренку, а также венец, что способствует сохранности стартерного узла.
  5. Щеточное устройство. Используется для подачи тока к коллекторным пластинчатым элементам якорного механизма. Щетки используются для увеличения мощности электрического моторчика, когда стартерный узел выполняет основной рабочий цикл.

На большинстве стартерных устройств конструкция аналогична, все без исключения узлы оснащаются вышеописанными элементами. Различия обычно незначительные и касаются механизма для автоматического отсоединения шестерен. Кроме того, на транспортных средствах с АКПП стартерный узел оснащается дополнительными обмотками. Они используются для предотвращения запуска силового агрегата, когда рычаг трансмиссии расположен в любом режиме, кроме нейтрали или паркинга.

Составляющие компоненты стартерного узла

Весь процесс работы устройства условно проходит несколько этапов:

  1. Подключение приводной шестеренки к венцу.
  2. Запуск стартерного механизма.
  3. Отключение маховика и приводной шестеренки.

Весь цикл работы стартерного устройства авто кратковременный, этот узел не используется при езде автомобиля, а применяется только для пуска ДВС.

Принцип действия стартерного механизма более подробно выглядит так:

  1. Водитель проворачивает ключ в выключателе зажигания в положение пуска. Начинается передача тока от аккумуляторной батареи к замку, а затем на втягивающее реле.
  2. Приводная шестеренка бендикса входит в зацепление с маховиком.
  3. Шестеренка зацепляется, что приводит к замыканию электроцепи и подаче напряжения на электрический моторчик.
  4. Производится пуск силового агрегата. В момент, когда обороты последнего будут выше оборотов стартерного узла, обгонная муфта отсоединит приводную шестеренку с валом электрического мотора.
Схема соединения стартерного механизма на примере ВАЗ 2101

Основные причины возникновения неисправностей

Причины неполадок стартерного устройства двигателя можно условно разделить на две категории. Это могут быть электрические либо механические поломки.

Электрические причины неполадок

Стартер нередко приходит в неисправность вследствие повреждения электроцепи, начинающейся от автомобильного аккумулятора. Признаки поломки — низкая скорость вращения коленвала либо полное отсутствие его вращения при попытке запуска мотора. Необходимо проверить такие моменты:

  • достаточно ли заряжен аккумулятор;
  • насколько надёжна фиксация и в норме ли контакты «массы»;
  • цел ли провод, подходящий ко втягивающему реле (его контактной группе);
  • в норме ли контактное соединение;
  • исправны ли контакты в замке зажигания;
  • не повреждён ли провод, который установлен между стартером и АКБ, достаточный ли контакт он обеспечивает;
  • в случае отсутствия вращения якоря при повороте ключа, а также отсутствия срабатывания втягивающего реле можно предполагать, что причина неисправности стартера заключается в витковом замыкании, обрыве либо коротком замыкании на «массу» реле;
  • «электрическое» происхождение проблем с узлом может иметь место при медленном проворачивании маховика во время попытки запуска мотора;
  • при отсутствии явных признаков неисправности стартера нужно демонтировать его, чтобы осмотреть — причиной проблемы может быть замыкание пластин либо подгорание коллектора, однако самые распространённые причины — «подвисание» либо изнашивание щёток.

Можно резюмировать, что типичными для стартера являются следующие неисправности:

    • изнашивание щёток;
    • поломка втягивающего реле;
    • изнашивание якорного коллектора.

Причины механического характера

Эта группа поломок имеет механическое происхождение. На механические неисправности указывают такие признаки, как невозможность запуска двигателя и отсутствие вращения коленвала. Первыми признаками, которым необходимо уделить внимание, определяя неисправность, являются состояние кольца, рычага обгонной муфты, венца маховика и буферной пружинки.

В случае отсутствия работы двигателя при работе стартера возможных причин насчитывается несколько:

  • пробуксовка муфты;
  • неисправность отключающего рычага либо соскакивание его с оси;
  • неисправность буферной пружины, не выполняющей своих задач;
  • значительная степень износа поводкового кольца.

%rtb-4%

В случае скрежета во время запуска мотора есть основания подозревать износ зубцов на венце маховика. Чтобы решить проблему, следует убедиться, что ход шестерёнки регулируется правильно, и осмотреть состояние буферной пружины.

Поломки стартера нередко проявляются подозрительными звуками при работе устройства. В этом случае необходимо осмотреть моторный отсек снизу либо сверху. Вероятных причин неисправности тут четыре:

  • повреждены зубья;
  • ослаблены крепящие болты стартера;
  • изношена втулка подшипников и/или шейки якорного вала;
  • ослаблен крепёж полюса в стартере, вследствие чего стартерная часть соприкасается с якорем.

Поломки стартера могут проявиться как во время запуска этого устройства, так и уже после него. Часто встречается ситуация, когда стартер не отключается, продолжая вращение. Такая неисправность может быть вызвана одной из пяти причин:

  • изношенность пружины в муфте свободного хода;
  • «прикипание» контактов в тяговом реле;
  • заедание тягового реле;
  • заклинивание привода на валу либо приводного рычага;
  • износ обратной пружины в выключателе зажигания.

В случае этих поломок стартера необходимо немедленно демонтировать с устройства клемму, чтобы начать поиск проблемы.

Поломки, связанные с механикой

Есть ли какие-то механические поломки, можно утверждать, когда стартер функционирует, но движок не может запуститься, так как нет вращательных движений в коленчатом вале.

Элементы, которые нужно проверить: рычаг обгонной муфты, кольцо муфты, буферная пружина, венец маховика.

Одна причина не вращения стартера коленчатого вала

При кручении стартера запуск движка не происходит, когда:

Пробуксовывается муфта, неисправен рычаг выключения либо он выскочил из оси, изношено поводковое кольцо муфты либо пружинка буфера не может выполнять свою функцию. Если при запуске слышен скрежет, то эти признаки указывают на изношенность зубиков венца маховика. Тогда нужно сделать проверку регулирования хождения шестерни и вида пружинки буфера.

Когда же вами услышан не характерный звук при работе стартера, то нужно его осмотреть из ямы и пространства под капотом, потому что вероятнее всего, появилась следующая неисправность стартера:

  • изношены втулки подшипников, а еще шейки на валу якоря;
  • ослаблены болты крепления стартера;
  • повреждены зубики;
  • внутри стартера крепление полюса ослаблено, из-за этого якорь стал его цеплять.

Но помимо того, что неисправности со стартерным устройством возникают при запуске, они еще появляются и после его запуска. Эта характерная ситуация, если стартерное устройство не отключилось, но продолжается кручение. И причиной данного проблемного вопроса бывает:

  • заел рычаг привода либо привод на якорном валу;
  • заело тяговое реле;
  • склеились контакты на тяговом реле;
  • изношены обратная пружинка отключения зажигания либо пружинка муфты свободного хождения.

Тогда нужно быстренько выключить клемму стартера либо клемму реле стартера и искать причину поломки стартерного устройства.

В случае, когда вы не встретились с указанными выше неисправностями, но при запуске движка стартерное устройство все же ведет себя странно, то нужно присмотреться к признакам, которые сулят скорую поломку:

Поломка стартера заключалась в узле щеток

  1. После запуска, опаздывая вышел из зацепления. Появилась изношенность на зубиках в шестерне бендикса или венца маховика.
  2. Стартер стал вращаться трудно, однако аккумуляторное устройство заряжено. Данное срабатывание укажет, что изношены щеточки либо же появилась выработка подшипника.

Возможности эксплуатации стартера примерно 70-200 тысяч километров, и для долгой службы вашей автомашине, время от времени, необходимо проводить профилактику.

Для самой верной проверки вашего стартера и последующего ремонта советуем узнать технические свойства определенной модельки. Главными из которых являются: номинальное напряжение и его мощность, потребляемый ток и возникающий крутящий момент, а также частота вращения вала.

Наиболее типичные проблемы со стартером, возможные их причины и пути устранения

Неисправность Причина поломки Устранение или предотвращение
Стартер не включается Нарушение контакта в цепи питания стартера вследствие коррозии или слабой затяжки наконечников проводов Осмотреть цепь питания стартера,зачистить и подтянуть все клеммы
Неисправность реле стартера (обрыв обмоток, заедание, смещение контактного диска) Проверить работу реле стартера и устранить неисправность
Короткое замыкание в обмотке стартера Отремонтировать или заменить стартер
Отсутствие надёжного контакта во включателе зажигания Проверить включатель зажигания. При необходимости заменить контактную часть включателя
При включении стартера коленвал двигателя проворачивается медленно, с небольшой частотой вращения Масло в картере двигателя не соответствует по вязкости сезону Заменить масло рекомендуемым для данного сезона
Разряд или неисправность аккумулятороной батареи Проверить аккумулятор, зарядить или заменить
Окисление выводов и наконечников проводов аккумуляторной батареи Отсоединить наконечники, аккуратно очистить, вновь установить и смазать чистым техническим вазелином
Нарушение контакта щёток и слабая затяжка наконечников проводов Снять и разобрать стартер. Прочистить коллектор, заменить щётки, отрегулировать натяжение пружин щёток
Якорь стартера вращается, но стартер не проворачивает коленчатый вал Пробуксовка муфты свободного хода привода стартера Заменить привод стартера
Привод туго ходит по винтовой нарезке вала Промыть нарезку вала и смазать моторным маслом
При включении стартера слышен скрежет шестерни стартера, которая не входит в зацепление Забоины в зубьях венца маховика Устранить забоины заправкой повреждённых зубьев
Неправильная регулировка хода шестерни привода и момента замыкания контактов включателя Отрегулировать ход шестерни привода и момент замыкания контактов тягового реле
Ослабление буферной пружины привода стартера Заменить пружину
Стартер после пуска двигателя не отключается Заедание привода на валу якоря или спекание контактов тягового реле Остановить двигатель, снять и разобрать стартер и устранить причину заедания
Заедание в замке зажигания Замок заменить
Замыкание в обмотке реле стартера Заменить реле стартера
Чрезмерный шум стартера во время движения Износ подшипников Заменить подшипники
Выход шестерни привода из зацепления с зубчатым венцом с запаздыванием Проверить работу привода и устранить неисправность
Ослабление крепления стартера Закрепить стартер
Ослабление крепления полюса стартера (якорь задевает за полюс) Затянуть винт крепления полюса

Неисправности системы пуска и их последствия

Все неисправности, связанные с работой стартера, можно разделить на три обобщенные группы в зависимости от участка системы пуска, на котором они возникли.

  1. Стартер не включается
  2. Стартер крутит, но не схватывает
  3. Стартер крутит, схватывает, но не заводится

Каждая из этих ситуаций в итоге приводит к одной проблеме – невозможности запустить машину. Однако в том, что автомобиль не заводится, стартер виноват далеко не всегда.

Стартер не включается

Вы поворачиваете ключ зажигания, а в ответ – жалобные щелчки втягивающего реле, якорь не вращается.

Причины могут быть разными: разряженный или вышедший из строя АКБ, окисление на клеммах, плохой контакт в системе зажигания, обрыв или замыкание обмоток, заедание якоря.

В первую очередь исключите варианты, не связанные с работой стартера. Если дело все-таки в нем, полностью разберите агрегат и поочередно проверьте каждую из возможных причин, почему не крутит стартер. Исправность реле можно установить с помощью вольтметра или амперметра, помещенных в питание обмотки: сила тока и напряжение не должны превышать соответственно 23А и 9В. Для выявления замыкания обмоток существует специальный тестер, лампочка на котором загорается при обнаружении напряжения.

Стартер крутит, но не схватывает

При включении стартера якорь крутится, но коленвал не вращается. При этом может появиться скрежет от шестерни, которой не удается войти в зацепление.

Причины: поломка или заедание бендикса, недостаток смазки, износ подшипников, разрушение шестерни или зубьев венца маховика, неверный ход шестерни, ослабление крепления стартера.

Чтобы определить, отчего именно не схватывает стартер, внимательно осмотрите все элементы на предмет дефектов, предварительно вымыв и высушив запчасти (и при необходимости смазав). Обнаруженные царапины и зацепки можно устранить шлифовкой (или зачистить наждачной бумагой), однако мы советуем все же заменить изношенную деталь на новую.

Стартер крутит, схватывает, но машина не заводится

Скорее всего, причина кроется в нарушении работы других систем и узлов. Но возможны и такие варианты:

— коленвал крутится слишком медленно;

— стартер просто не отключается вовремя, тем самым не давая автомобилю до конца завестись.

Спровоцировать первое состояние могут все те же неполадки в обмотке, замыкания в коллекторе, износ щеток, поломка, разрядка или окисление выводов АКБ и т.д.

Ситуация, когда после пуска двигателя стартер не отключается, вероятнее всего, свидетельствует о заедании реле, неисправности возвратной пружины обгонной муфты или нарушениях замка зажигания.

Для надлежащей работы всей системы пуска и в частности – стартера, необходимо регулярно проводить полную диагностику технического состояния деталей и элементов. Так Вы сможете не только продлить «жизнь» агрегату, но и избежать «радости» так называемых «лавинных поломок», увы, нередко приводящих к незапланированному и дорогостоящему ремонту.

Проверка и ремонт

Как сказано выше, сломаться механизм может по разным причинам. Поэтому ремонт стартера автомобиля должен производиться в соответствии с итогами диагностики. Перед тем, как отремонтировать стартер, необходимо запастись всеми нужными инструментами и комплектом для ремонта. Ремкомплект стартера можно приобрести в любом автомобильном магазине. Если вы не знаете, как разобрать стартер, попробуйте воспользоваться сервисным мануалом к авто, но обычно в этом нет ничего сложного.

Реле

В первую очередь, ремонт стартера автомобиля включает в себя диагностику реле. При подаче напряжения на плюсовой вывод обмотки должен раздаться щелчок — тот звук будет свидетельством работоспособности реле, при этом бендикс узла должен переместиться. На подключенном экране омметра при этом будет показано замыкание контактов. Если этого не произошло, то ремонт стартера автомобиля сводится к откручиванию болтов и замене реле.

Новое втягивающее реле для авто

Щетки

Ремонт грузовых стартеров или для легковых машин может свестись к замене щеток. Замена щеток стартера осуществляется путем демонтажа задней крышки, при этом, даже если щеточный узел не износился, специалисты все равно советуют его менять. Разборка стартера покажет, что щетки расположены в задней части моторчика, при этом если одна из них ломается, это приведет к неработоспособности узла в целом. Для демонтажа необходимо выкрутить клеммы и извлечь пружинки.

Статор

Переборка стартера включает в себя проверку статора, при помощи омметра необходимо произвести его диагностику на пробой, при этом полученные показатели должны составлять не меньше 10 кОм. Если полученные показания другие, то ремонт стартеров иномарок или отечественных авто заключается в замене статора. В некоторых случаях, если на авто используется редукторный механизм, может потребоваться замена стартера в сборе, поскольку конструктивные особенности такого устройства не позволяют выполнить его ремонт.

Ротор

Починить стартер можно путем замены ротора, чтобы добраться до него, потребуется открутить шпильки, фиксирующие две части электромотора. Сделав это, можно произвести демонтаж узла полностью, заранее демонтировав стопорное кольцо с шайбой. Прежде чем заменить ротор, нужно уделить время проверку обмоток, при наличии следов копоти на них нужно осуществить замена якоря. Также проверьте коллектор — на нем может быть небольшой налет, но иногда его большой слой является причиной невозможности запуска механизма. Ремонт стартера своими руками в данном случае будет заключаться в очистке коллектора с использованием наждачки.

Далее, производится проверка механической составляющей. Если вы пропустите какую-то поломке, впоследствии это может стать причиной более серьезной проблемы, так что если вы не уверены в своих силах, то единственное, что вам может помочь, это замена стартера. В некоторых случаях локализовать неисправность поможет замена втулок стартера. Такая необходимость возникает редко, но иногда замена втулки стартера действительно помогает решить проблему.

Сборка

Сборка стартера является завершающим этапом ремонта. Прежде чем собрать стартер, вал, редуктор, якорь и втулки нужно смазывать. Чем же можно смазать стартер перед тем, как его собирать? Для этого может использоваться графитовая смазка, Литол, моторная жидкость. Сборка и установка стартера осуществляется в обратной последовательности, после монтажа необходимо произвести проверку работоспособности узла.

Чтобы удостовериться в том, что ремонт был произведен правильно, на корпус механизма нужно подать минус, а на обмотку — плюс. Если после подключения бендикс может перемещаться вперед и назад, при этом контакты реле замыкаются нормально, это свидетельствует о том, что механизм полностью рабочий. После подачи плюса на электродвигатель, моторчик должно вращаться равномерно, какие-либо шумы и звуки при этом должны отсутствовать. Если звуков нет, то механизм ставится на место.

В том случае, если вы допустили какие-либо ошибки в сборке механизма, эксплуатировать транспортное средство не рекомендуется. В противном случае вы можете столкнуться с проблемой где-то в дороге, а хуже всего будет, если она настигнет водителя при езде за городом по трассе. Поэтому если вы сомневаетесь в том, что все сделано правильно или в процессе выполнения работ были допущены ошибки, лучше будет проконсультироваться по этому поводу со специалистом. Поверьте — лучше один раз немного заплатить, но быть уверенным в том, что машина будет работать нормально, чем сэкономить и столкнуться с более высокими затратами на ремонт.

Качественный ремонт гидромолотов своими руками

Как бороться с коррозией?

Как сделать генератор с двигателем самостоятельно

Как и чем отполировать машину своими руками

Как выполнить блокировку дифференциала своими руками?

Как провести замену поршневых колец своими руками?

Как произвести самостоятельный ремонт бескамерной шины?

4 Способа открыть машину,если ключи остались внутри заблокированного салона

 

Loading...