ВАЗ 2106 :как устранить причины пропадания зарядки


Для проверки электрической цепи автомобиля необходимо наличие простейшего мультиметра или вольтметра. Наиболее распространенными причинами пропадания напряжения зарядки являются:

  • слишком слабое натяжение ремня генератора либо его износ;
  • неисправность генератора (износ щеток, неисправность диодного моста, обрыв или перегорание катушек статора или якоря);
  • неисправность регулятора напряжения;
  • обрыв в цепи зарядки.

Наиболее распространенной причиной пропадания зарядки является неисправность реле напряжения. Для того чтобы проверить его работоспособность, достаточно будет снять с него оба провода, соединить между собой, запустить двигатель. При условии, что все остальные элементы цепи являются годными, напряжение в цепи достигнет около 17 В или больше. Если же напряжение не растет, то необходимо провести проверку наличия +12 В на клемме, подключенной к выводу 15 реле-регулятора. При его отсутствии проведите проверку предохранителя, отвечающего за цепь и саму целостность этой цепи.

Если питание на этой клемме есть, то необходимо проверить соединения в цепи возбуждения генератора. Подключите лампу-пробник между +12 В аккумуляторной батареи и проводом, который подключен к выводу 67 реле-регулятора напряжения. Таким образом можно провести проверку цепи реле напряжения-генератор, а также исправность генераторных щеток и обмоток его якоря. При отсутствии напряжения на выводах лампы делают предположение о неисправности выпрямительного моста.

Далее проверяют исправность проводника от генератора до реле-регулятора. Для такой проверки необходимо отключить клемму от генератора и соединить его с -12 В. Свечение контрольной лампы говорит о неисправных щетках или обрыве обмоток якоря. При подозрении на неисправность генератора, его снимают с автомобиля и производят полную разборку. Далее проверяют исправность каждого диода в диодном мосту генератора, выполняют прозвонку катушек статора и якоря на предмет обрыва или перегорания. Неисправные элементы ремонтируют или заменяют.

Схема зарядки аккумулятора ВАЗ 2106 предусматривает наличие постоянного напряжения от 13,5 до 14,3 В, независимо от оборотов двигателя. Однако бывают случаи, когда на средних оборотах двигателя напряжение заметно «просаживается» при включении дополнительной нагрузки. При возникновении такого явления необходимо проверить натяжение ремня генератора и отрегулировать его. Слабый контакт на клеммах аккумуляторной батареи иногда также приводит к такому эффекту.

Если же напряжение на клеммах батареи выше указанных пределов, надо проверить все контакты, начиная от плюсового вывода батареи до реле-регулятора напряжения. Если все контакты в норме, то реле-регулятор подлежит замене.

 

 

Своевременный уход за электрооборудованием автомобиля, состоянием контактов и клемм аккумуляторной батареи, регулярная проверка натяжения ремня и уровня электролита в аккумуляторе позволит двигателю вашего автомобиля работать долго и без проблем, а вам – избежать многих неисправностей в дороге.

О чем может свидетельствовать постоянно горящая лампа зарядки АКБ

Если в ВАЗ 2107 или ВАЗ 2106 горит лампочка зарядки аккумулятора, причина здесь может быть только одна – на АКБ не поступает напряжение от генератора, или поступает, но его величина недостаточна. Неисправностей же, которые приводят к этому, может быть несколько:

Читайте также:  Как замкнуть поворотники на ваз 2114
  • нарушение нормального контакта на выводах батареи;
  • ослабление натяжения или повреждение ремня генератора;
  • отсутствие контакта его «минусового» вывода с «массой»;
  • обрыв в цепи возбуждения ротора или износ щеток генератора;
  • неисправность диодного моста.
  • неисправность соответствующего предохранителя;
  • поломка реле-регулятора.

Для проверки электрической цепи автомобиля необходимо наличие простейшего мультиметра или вольтметра. Наиболее распространенными причинами пропадания напряжения зарядки являются:

  • слишком слабое натяжение ремня генератора либо его износ;
  • неисправность генератора (износ щеток, неисправность диодного моста, обрыв или перегорание катушек статора или якоря);
  • неисправность регулятора напряжения;
  • обрыв в цепи зарядки.

Наиболее распространенной причиной пропадания зарядки является неисправность реле напряжения. Для того чтобы проверить его работоспособность, достаточно будет снять с него оба провода, соединить между собой, запустить двигатель. При условии, что все остальные элементы цепи являются годными, напряжение в цепи достигнет около 17 В или больше. Если же напряжение не растет, то необходимо провести проверку наличия +12 В на клемме, подключенной к выводу 15 реле-регулятора. При его отсутствии проведите проверку предохранителя, отвечающего за цепь и саму целостность этой цепи.

Если питание на этой клемме есть, то необходимо проверить соединения в цепи возбуждения генератора. Подключите лампу-пробник между +12 В аккумуляторной батареи и проводом, который подключен к выводу 67 реле-регулятора напряжения. Таким образом можно провести проверку цепи реле напряжения-генератор, а также исправность генераторных щеток и обмоток его якоря. При отсутствии напряжения на выводах лампы делают предположение о неисправности выпрямительного моста.

Далее проверяют исправность проводника от генератора до реле-регулятора. Для такой проверки необходимо отключить клемму от генератора и соединить его с -12 В. Свечение контрольной лампы говорит о неисправных щетках или обрыве обмоток якоря. При подозрении на неисправность генератора, его снимают с автомобиля и производят полную разборку. Далее проверяют исправность каждого диода в диодном мосту генератора, выполняют прозвонку катушек статора и якоря на предмет обрыва или перегорания. Неисправные элементы ремонтируют или заменяют.

Схема зарядки аккумулятора ВАЗ 2106 предусматривает наличие постоянного напряжения от 13,5 до 14,3 В, независимо от оборотов двигателя. Однако бывают случаи, когда на средних оборотах двигателя напряжение заметно «просаживается» при включении дополнительной нагрузки. При возникновении такого явления необходимо проверить натяжение ремня генератора и отрегулировать его. Слабый контакт на клеммах аккумуляторной батареи иногда также приводит к такому эффекту.

Если же напряжение на клеммах батареи выше указанных пределов, надо проверить все контакты, начиная от плюсового вывода батареи до реле-регулятора напряжения. Если все контакты в норме, то реле-регулятор подлежит замене.

Своевременный уход за электрооборудованием автомобиля, состоянием контактов и клемм аккумуляторной батареи, регулярная проверка натяжения ремня и уровня электролита в аккумуляторе позволит двигателю вашего автомобиля работать долго и без проблем, а вам – избежать многих неисправностей в дороге.

Диагностируем и устраняем неисправности

Ну а теперь настало время выяснить, почему пропала зарядка, и попытаться устранить причину, вызвавшую эту проблему. Но прежде нужно убедиться, что зарядка действительно отсутствует. Ведь аварийная лампа не показатель. Ее реле тоже, бывает, ломается. Да и аккумулятор может быть «на издохе», и зарядка тут ни при чем.

Для проверки нам понадобится вольтметр или тестер, способный измерять постоянное напряжение величиной не ниже 20 В. Измеряем напряжение на АКБ с выключенным зажиганием. Теперь запускаем двигатель и выставляем  обороты на 2 000. Напряжение с только что измеренного должно подняться до 13.5-14.5 В. Если его величина не изменилась, то у нас проблемы.

Важно! Если напряжение после пуска двигателя поднялось выше 14.5 В, то это однозначно говорит о поломке реле-регулятора. Эксплуатировать автомобиль в таком состоянии, конечно, нельзя – АКБ просто выкипит, да и бортовые системы могут выйти из строя. Реле нужно срочно менять.

Предохранитель

Самая простая операция, с нее и начнем. Снимаем крышку с монтажного блока, который находится под приборной панелью слева от водителя.

Почему пропала зарядка на ВАЗ 2106 — типовые проблемы и неисправности
Местоположение монтажного блока автомобиля ВАЗ 2106

Нас интересует предохранитель F10 – он самый верхний справа (расположение предохранителей нанесено на крышках монтажного блока). Проверяем визуально, но лучше тестером. Если неисправен – меняем и проверяем результат. Целый? Идем дальше.

Ремень привода генератора

Тут есть два варианта: слабое натяжение и износ. Как проверить качество натяжения ремня? По-хорошему, тут нужен динамометр, но в крайнем случае можно обойтись большой плоской отверткой. Нажимаем на ремень между шкивами коленвала и помпы с усилием примерно 10 кг. Прогиб его должен составить 12-17 мм. То же самое проделываем на участке между шкивами помпы и генератора. В этом случае прогиб составит 10-15 мм.

Почему пропала зарядка на ВАЗ 2106 — типовые проблемы и неисправности
Проверка натяжения ремня привода генератора 

Если ремень прогибается сильнее, то это значит, что он недостаточно натянут. Для его натяжки необходимо отпустить фиксирующую гайку на регулировочной скобе генератора.

Почему пропала зарядка на ВАЗ 2106 — типовые проблемы и неисправности
Эта гайка фиксирует генератор на регулировочной скобе 

Натягиваем ремень, сдвигая генератор при помощи монтировки, и снова как следует затягиваем гайку. Проверяем натяжение. Если оно недостаточно или чрезмерно, отпускаем гайку и повторяем операцию.

Важно! Чрезмерное натяжение ремня так же вредно, как и недостаточное. При сильном натяжении изнашиваются подшипники генератора и помпы. Поэтому, натягивая ремень, нужно знать меру.

Если внутренняя поверхность шкива генератора отполирована до зеркального блеска, а сам ремень глубоко утоплен в шкив, то, возможно, ремень сильно изношен и требует замены.

Проводка к обмотке возбуждения и реле-регулятор

Закрепляем один щуп вольтметра (тестера) на участке кузова, свободном от краски, чтобы получить надежный контакт с массой. Включаем зажигание и вторым щупом касаемся контакта 67 генератора (см. схему выше). К нему идет серый провод. На этом контакте должно быть +12 В (напряжение аккумулятора). Если напряжения нет, проводим измерение на контакте 67 реле-регулятора. Само реле расположено в моторном отсеке на арке левого переднего колеса.

Почему пропала зарядка на ВАЗ 2106 — типовые проблемы и неисправности
Местоположение реле-регулятора на ВАЗ 2106

Если +12 В есть, то внимательно осматриваем провод, ведущий от реле-регулятора (контакт 67) к генератору. Особое внимание обращаем на соединительную колодку – ее контакты должны быть чистыми, без почернения, следов обгорания и грязи.

Если напряжения нет, проводим измерение на контакте 15 реле. Если +12 В есть, реле неисправно. Если нет – проверяем наличие +12 В на предохранителе F10. Напряжение должно присутствовать на обоих выводах предохранителя. Если его нет, то причина либо в замке зажигания, либо в проводке от монтажного блока до этого самого замка. Находим, устраняем.

Важно! Дополнительно необходимо убедиться в наличии хорошего контакта реле-регулятора с кузовом. Для этого одним щупом прибора касаемся металлической части корпуса реле, а вторым – плюсовой клеммы АКБ. Вольтметр должен показать +12 В.

Щетки

Щетки проверяем визуально. Для этого извлекаем их из посадочных мест и внимательно осматриваем рабочую часть (торец). Он должен быть гладким, отполированным, без следов обгорания и сколов. Длина щеток не должна быть меньше 12 мм.

Щетки
Щетки снимаем и проверяем визуально 

Проверяя износ щеток генератора, не забываем, что одна из них должна иметь хороший контакт с корпусом генератора. Вывод этой щетки прижимается к генератору винтом, который одновременно фиксирует блок щеток. Поэтому после установки блока на место проверяем наличие такого контакта при помощи омметра.

вывод щетки
Этот вывод щетки должен иметь хороший контакт с корпусом генератора 

Обмотка возбуждения

Отключаем провод от контакта 67 генератора. Касаемся одним щупом мультиметра плюсовой клеммы аккумуляторной батареи, а вторым – контакта 67 генератора. Прибор должен показать 12 В. Если напряжения нет, то либо обмотка ротора в обрыве, либо мы плохо проверили щетки.

В первом случае генератор придется заменить, во втором – повторно проверить щетки, а если есть возможность, то и заменить. Есть еще одна причина этой проблемы – выработка контактных колец ротора, к которым прилегают щетки. Чтобы их проверить, придется разобрать генератор.

Полезно! Все эти операции, кроме измерения напряжения на АКБ, можно проводить не мультиметром, а контрольной лампой – лампочкой габаритных огней с двумя отрезками провода. Это проще и нагляднее.

контрольная лампа
Самодельная контрольная лампа

Диодный мост

Поскольку генератор трехфазный, выпрямительный мост состоит из шести диодов, которые расположены в самом генераторе на подковообразном радиаторе. Он же одновременно является и токосъемником диодов. Для проверки полупроводников генератор придется снять и частично разобрать.

Разборка заключается в снятии задней крышки, закрывающей диодный мост. Снимаем крышку и отсоединяем от диодов все провода, ведущие к обмоткам, – они крепятся на лепестках под гайку.

Почему пропала зарядка на ВАЗ 2106 — типовые проблемы и неисправности
Провода от диодов отсоединены, можно начать прозвонку

Здесь нам снова понадобится мультиметр, но включенный в режим проверки диодов (не измерения сопротивления!). Прозваниваем каждый диод сначала в прямом, затем в обратном направлении. В первом случае мультиметр покажет сопротивление в несколько сотен Ом, во втором – бесконечность (очень большое сопротивление, мультиметр на него не реагирует).

Если диод звонится в обе стороны, то он «пробит». Если не звонится вообще – в обрыве. В обоих случаях полупроводник неисправен, но он намертво запрессован в радиатор-подкову, поэтому менять придется выпрямительный блок целиком.

Силовые обмотки генератора

Если все вышеперечисленные действия не привели к успеху, то остаются только обмотки генератора. Тут или обрыв, или межвитковое замыкание. И если обрыв еще можно вызвонить омметром, отключив обмотки от моста, то межвитковое замыкание без специального оборудования не определить.

Но в любом случае при подобной неисправности генератор хоть что-то, но будет выдавать. Меньше – да, но не ноль. Не все же три обмотки оборвались одновременно! Ну а если проблемы с обмотками, то тут поможет только замена генератора.

Вот мы и разобрались с возможными причинами отсутствия зарядки аккумуляторной батареи на ВАЗ 2106. Будем надеяться, что полученные знания помогут вам разобраться в этой не совсем простой, но вполне решаемой проблеме и произвести необходимый ремонт самостоятельно.