Сделать компактный автомобиль на все случаи жизни — чтобы подходил и для ежедневных поездок на работу по городским пробкам, и для воскресных вояжей на природу; чтобы смотрелся и у ресторана, и у спортивного клуба — над этим бьются многие, только не у всех получается. А вот у компании Audi вышло. Ее A3 Sportback вобрал в себя все перечисленные качества. Впрочем, очевидно: в первую очередь он предназначается для молодых и активных.
Согласно планам производителя эта относительно молодая «трешка» весной 2004 года заняла стратегическую позицию, подменив собой сразу и стандартный пятидверный хэтчбек, и универсал. Наши соотечественники увидели ее несколькими месяцами позже, в самом конце лета. Разумеется, немцы не стали мудрить и предпочли оформить модель в полном соответствии с корпоративными требованиями того времени. В результате она оказалась очень похожей на остальных родственников: на старую версию А4, на А6 и, конечно, на породивший ее А3. Правда, сзади машина напоминает уже не хэтчбек, а предыдущий А4 Avant, только с более изящными стоп-сигналами. Но вот профиль кузова… Не зря все-таки фирма Audi изначально позиционировала Sportback как совершенно новое и непривычное авто, ведь по сути это и не универсал, и не хэтчбек, а что-то усредненное. Мало того, в его облике можно найти даже слабо уловимые черты купе — корма без заднего свеса, низкая посадка и удлиненный стремительный капот. В общем, снаружи как всегда — красиво, очень стильно и дорого.
Элитарность Sportback подчеркнута не только внешностью. Салон авто намного солиднее, чем у одноклассников. Во внутреннем оформлении больше агрессии: анатомические кресла с ярко выраженными боковыми подушками, обеспечивающие водителю и пассажирам почти спортивную посадку, ухватистый трехспицевый руль с трапециевидной ступицей, повторяющей «фамильную» решетку радиатора. Дорогой качественный пластик, практически идеальное исполнение каждой, даже самой незначительной детали. Этот Audi смотрится настолько респектабельным, что даже кожаные сидения не слишком выделяется на общем фоне. Впрочем, от данной опции покупатель вправе отказаться. Но если желание сделать интерьер побогаче все-таки возникнет, помимо кожаного салона можно заказать установку массы дополнительного оборудования — вроде ксеноновых фар, круиз-контроля и датчиков дождя и света. Полный электропакет и климатическая установка, естественно, входят в базовое оснащение. Кроме того, уже на заводе каждый автомобиль получает шесть подушек безопасности, активные подголовники и систему динамической стабилизации ESP, включающую в себя ABS, распределитель тормозных усилий Brake Assist и антипробуксовочную систему ASR.
Главное же отличие А3 Sportback от одноименных Avant и хэтчбека — практичность. Если в обычном А3, как и в салонах многих представителей гольф-класса, все-таки тесновато, то в данном авто вполне вольготно четверым. И еще — налицо увеличение свободного пространства за спинками сидений второго ряда. Во-первых, машина способна взять на борт на два десятка грузолитров больше, чем «трехдверка», а после трансформации салона владелец вообще получит полноценный «кубометр» полезного объема. Конечно, если ориентироваться на вместимость того же А4 Avant (в который войдет еще как минимум 100 л), показатель Sportback выдающимся уже не покажется. Тем не менее, на фоне большинства одноклассников автомобиль не теряется: багажник у него отнюдь не самый маленький. На момент релиза модели сравнимым объемом в гольф-классе могли похвастаться лишь единицы.
Кроме того, в салоне владелец обнаружит массу приятных мелочей, вроде различных полочек, ниш, карманов, подстаканников и сеточек. Стоит отметить и потрясающую эргономику — в этом плане у Audi, как известно, практически нет конкурентов. Знакомство с машиной проходит инстинктивно: все органы управления на своих местах, именно там, где они и должны находиться.
Но главнейшая особенность A3 Sportback — ходовые качества. Спектр предложенных для него двигателей и КПП широчайший. По большому счету модель обладает самой широкой линейкой силовых агрегатов в классе. Номинально гамма моторов начинается со старого доброго 1,6-литрового 102-сильного «движка», рассчитанного на спокойного водителя, и заканчивается не менее старой и не менее доброй 3,2-литровой V-образной «шестеркой» мощностью 250 л. с., которая предназначена для полноприводной версии Quattro. Разумеется, не забыты и турбодизельные варианты. Всего производителями предусмотрено девять моторов, покрывающих 99,9% клиентских запросов. Правда, соотечественникам придется довольствоваться лишь бензиновой половиной этого набора, в котором, помимо пары уже упомянутых агрегатов, есть известный по большинству последних фольксвагеновских моделей 1,4-литровый 125-сильный ТFSI, новый 1,8 TFSI на 160 «лошадей» и еще один турбированный, но уже двухлитровый двигатель, развивающий 200 л. с.
А вот в выборе трансмиссий соотечественники не ограничены — им предлагают то же, что и европейцам. Разумеется, многое будет зависеть от выбора силового агрегата (и толщины кошелька), но все же. Итак, Sportback может комплектоваться пяти- или шестиступенчатыми МКПП, шестиступенчатым вариатором Tiptronic, «автоматом» Steptronic, а также новейшей преселективной трансмиссией DSG, представляющей собой роботизированную «механику» с двумя сцеплениями. За последний вариант, как вы понимаете, придется платить, и немало.
Впрочем, не будем забывать о важнейшем достоинстве Audi A3 — ходовых характеристиках. Несмотря на кажущиеся несерьезными 125 «лошадей», которые выдает 1,4-литровый агрегат, оснащенная им машина по динамике и управляемости значительно отличается в лучшую сторону от большинства одноклассников. Снизу мотор тянет посредственно, но когда в дело вступает турбина, вопросов по динамике не остается. Кроме того, Sportback явно не обделен спортивными качествами, в том числе теми, которыми может похвастаться и одноплатформенный ТТ.
Электроусилитель руля работает как часы. «Баранка» слегка пустовата в околонулевой зоне на скоростях до 120 км/ч. Движение по шоссе в умеренном темпе требует от водителя определенной концентрации внимания. Но стоит поехать быстрее, и рулевое управление становится абсолютно понятным. Машине свойственна несильная вертикальная раскачка: подвеска все же больше настроена на комфорт, нежели на драйв. Хотя Audi и провоцирует водителя на активную езду.
Весьма неплохо на таком фоне выглядит и DSG. Спорт спортом, но передвигаться в пробках на улицах и на выезде из города с ней, безусловно, удобнее. Понятно, что, как и большинство аналогов, она несколько задумчива, однако резкими рывками при переходе от одной ступени к другой не огорчает. Кстати, в режиме Sport робот переключается гораздо более плавно, хотя и заставляет мотор крутиться практически до отсечки. Причем трансмиссия не позволяет ему «опускаться» слишком низко, поэтому машина начинает ускоряться максимально динамично сразу после перехода на следующую ступень. В конце концов, имя обязывает — это же Sportback. Ну, а для особо привередливых конструкторы предлагают обычную шестиступенчатую механическую КПП — она и подешевле, и драйва предоставляет побольше.
Впрочем, Audi давно позиционируется как премиум-бренд, и марку это совсем не портит.