В 50-60-е годы прошлого века автобусы из СССР и Восточного Блока были не только технически продвинутыми, что подтверждали результаты международных конкурсов, но и удивительно эстетичными и самобытными. Мы собрали самые-самые из них.
Skoda 706 RTO
Нарисованный Отокаром Дибликом кузов 706 RTO производился польской компанией Karosa, однако автобус носил логотип Skoda, так как в то время марка автобуса присваивалась в честь установленного на нем двигателя. Skoda 706 RTO выпускалась с 1958 по 1972 год, имела несколько версий (в том числе и туристический LUX с панорамными окнами и продвинутым пультом для экскурсовода с микрофоном) и приводилась в движение 11,8-литровым дизельным двигателем. Для выставки Экспо-58 в Брюсселе была создана версия с туалетом, кухней и телевизором.
ЛиАЗ-677А «Север»
«Северная» версия «Лунохода» проектировалась для работы в регионах СССР, где температура зимой опускается ниже отметки в минус 30 градусов Цельсия. Для этого было установлено двойное остекление, предпусковой подогреватель, автономное отопление салона. Под обшивкой салона скрывались дополнительные панели из пенопласта. Впервые автобус показали в 1967 году, а в начале 1968 года он начал цикл испытаний.
Старт
Звезда фильма Кавказская пленница прожила недолгую, но яркую жизнь: с 1964 по 1970 год было построено примерно 100-150 подобных микроавтобусов, которые производились на разных предприятиях Советского Союза. Поэтому отличался и сам дизайн Стартов, и качество их изготовления. Стильные автомобили строились с применением компонентов 21-ой Волги, однако кузов был оригинальным, стеклопластиковым.
ЗиС-127
Первый междугородный автобус СССР получился не только комфортабельным, но и красивым: к услугам пассажиров предлагались 32 кресла самолетного типа и «музыка» (ЗиС-127 стал первым автобусом в стране с радиоприемником). Водитель тоже чувствовал себя прекрасно, ведь он управлял машиной с мощным 180-сильным дизельным двигателем, у которой был даже гидроусилитель руля.
ЗиЛ-118 «Юность»
Им восхищался Никита Хрущев, Генри Форд II и даже судьи на выставке в Ницце. ЗиЛ-118 «Юность» был выпущен скромным тиражом лишь в 20 экземпляров – больше стране не требовалось. Выпускалась эта модель с 1962 по 1970 год на том же предприятии, которое собирало представительские лимузины ЗиЛ. Двигатель – 6-литровый, от грузовика ЗиЛ-130.
ПАЗ-Турист
Как и «Юность», ПАЗ-Турист навел немало шороху на так называемой Автобусной неделе в Ницце. Этот автобус не имел ничего общего с теми «коробочками», что так часто встречались в небольших городах. Тут были и комфортабельные сидения с подголовниками, и индивидуальное освещение для чтения, и гардероб с умывальником в кормовой части – все, что только можно придумать в 1969 году для удобного передвижения 24 пассажиров.
Ikarus 55
Версия этого автобуса под названием Lux выделялась 170-сильным двигателем и 32-местным салоном повышенной комфортности, но и обычный 55-ый Ikarus был очень симпатичен. Выпускался автобус в Венгрии в период с 1953 по 1972 год. За необычное оформление кормовой части с открывающимися вбок створками моторной ниши получил прозвище «Комод». А еще «Ракета» и «Пылесос» – за громкую работу двигателя.
ЛАЗ-697
Снимавшийся в фильме «Королева бензоколонки» ЛАЗ-697 «Турист» выпускался с 1959 года и в разных модификациях просуществовал на конвейере вплоть до 1985-го. Поначалу на него устанавливался 109-сильный двигатель ЗиЛ-158А, но уже в 1960-м его сменил 150-сильный мотор от ЗиЛ-130. Автобус экспонировался на международных выставках в Марселе и в Женеве, где был высоко оценен зарубежными экспертами.
ЛАЗ Украина-1
В отличие от ЛАЗ-697, футуристичная Украина-1 в серию так и не пошла, но в той же «Королеве бензоколонки» засветиться успела. Автобус примечателен не только киношной карьерой, но и необычным несущим кузовом, пневматической подвеской, полностью синхронизированной коробкой передач и двигателем от ЗиЛ-130. И все это – в 1961 году.
Barkas B1000
Если в ФРГ самым очаровательным микроавтобусом был Volkswagen T1, то по другую сторону Берлинской стены на это звание претендовал Barkas B1000. Двигатель у глазастого «Баркаса» располагался спереди, что повышало вместимость багажного отсека, однако рабочий объем был меньше, чем у «Фолькса» – всего один литр на три цилиндра. Выпускался В1000 добрых тридцать лет, с 1961 по 1991 год.
Robur LO 2500
Большая часть выпущенных Robur LO 2500 представляла собой грузовики, но были в их рядах и достаточно симпатичные автобусы. Строили их с 1961 по 1967 год и оснащали 3,3-литровыми двигателями мощностью 75 лошадиных сил. Название модели расшифровывается следующим образом: LO – двигатель Отто (то бишь ДВС) с воздушным охлаждением, а 2500 – максимальная масса, которую может перевозить грузовая версия.
Karosa ŠM11
Karosa ŠM11 была прямым наследником Skoda 706 RTO, изображенной на первом слайде, однако на территорию Советского Союза эти автобусы практически не попадали – роль междугородних автобусов была отдана на откуп «Икарусам». Кузов у ŠM11, выпускаемой с 1961 по 1981 год, был несущий, а подвеска – пневматическая. Цифра 11 в названии отображала длину автобуса в метрах.
Karosa ŠD11.2050
Много ли вы видели автобусов со скрывающимися фарами в стиле Dodge Charger? Karosa ŠD11.2050 как раз из этого числа. Единственный прототип был построен в 1968 году и был высоко оценен во французской Ницце – Karosa получила второе место в номинации «Лучший туристический автобус года». Шестицилиндровый двигатель Skoda развивал 200 лошадиных сил. Максимальная скорость автобуса составляла 100 километров в час.