Графитовая смазка для велосипеда — чем смазать цепь

 

Велосипедная цепь – важная деталь и нуждается в постоянном уходе. От ее состояния зависит не только эффективность эксплуатации байка, но и безопасность владельца. Правильный выбор средства для ухода за цепью – вопрос всегда актуальный, волнует многих и является объектом постоянных споров на тему, какой же вид смазки лучше.

В этой статье мы опустим вопрос «зачем нужно смазывать цепь» и сфокусируемся на видах смазок, которые сейчас предлагает рынок, их особенностях, преимуществах и недостатках.

Форма выпуска

По форме выпуска выделают 3 типа смазок:

  • Жидкие смазки удобны в нанесении, продаются в удобных флаконах и оснащены дозаторами
  • Спреи представлены в виде аэрозоля, распыляемого на звенья цепи. Эта форма выпуска удобна при нанесении в полевых условиях, но дома и в мастерской байкеры предпочитают использовать другие виды смазок, так как большая часть масла распыляется в никуда и имеет свойство загрязнять близлежащие поверхности.
  • Густые смазки в большинстве своем являются основой для приготовления двухкомпонентных составов и сами по себе не наносятся на цепь. Перед использованием в них добавляется растворитель, который выветривается сразу же после нанесения на цепь и дает смазке застыть. Обычно такие составы используют в дождливую погоду и позволяют надежно защитить цепь от воздействия влаги.

По условиям использования можно выделить две группы смазок:

  • Составы для сухой погоды после нанесения высыхают и образуют пленку, которая предотвращает загрязнение цепи, однако быстро смывается во время дождя.
  • Составы для влажной погоды притягивают пыль и имеют свойство пачкать все, что прикасается к ним, однако отлично переносят осадки и езду по грязи и лужам.

Густые материалы

Они используются для смазки деталей, которые движутся достаточно медленно. К ним относятся подшипники каретки, вилка или втулки рычагов задней подвески. Густые смазки также подразделяются на несколько видов.

Существуют материалы с добавлением лития. Он обеспечивает уменьшение трения, и позволяет смазке не терять своих свойств при критических температурах. Диапазон температур составляет от -50 до +150⁰C.

К литиевым смазкам относят «Литол» и «Шрус». Данные смазки имеют высокие показатели адгезии, и длительное время не стираются с деталей даже под воздействием дождя.

Минусом лития является его вступление в химическую реакцию с алюминием, поэтому стоит беречь раму.

В отличие от них безвредными для алюминия являются кальциевые смазки. Они также имеют длительный срок службы и их сложно удалить с поверхности детали. Поэтому данный тип масел активно применяется для обработки металлических деталей, чтобы защитить их от коррозии.

Материал, в составе которого находится кальций, также подходит для смазки тормозных ручек, педалей и различных подшипников. Однако обрабатывать тормозной узел густыми маслами не рекомендуется.

Диапазон рабочих температур у кальциевых масел чуть ниже – от -30 до +50⁰C.

велосипедные смазки

Еще один вид густой смазки – графитовая пудра. Она наносится в виде масла, а после высыхания остается только графит в виде порошка. Он обеспечивает неплохое скольжение трущихся элементов, однако ее использование серьезно пачкает велосипед и одежду.

Графитовые смазки почти вытеснены двухкомпонентными материалами, которые являются более эффективными, универсальными и удобными в применении.

Жидкие масла

К жидким смазкам относится стандартное машинное масло, которое можно использовать для втулок, тормозной системы и переключателей. Оно отлично подходит для смазки амортизационных вилок. Основным минусом является быстрое вымывание масла водой. Поэтому для смазки открытых элементов, таких как цепь или тросы, данный тип масел не подойдет.

При смазке важно стараться убирать излишки с поверхности велосипеда, иначе налипшая пыль может быстро вывести из строя движущиеся части. Кроме того, минеральные масла разъедают резину, поэтому остерегайтесь попадания жидкости на покрышки.

Двухкомпонентные материалы

Данный вид смазки состоит из растворителя и смазывающего материала. Некоторые типы смазок могут идти в виде аэрозоля, а также в жидкой и густой форме. Так, например, силиконовая смазка поставляется в 3-х состояниях. Это позволяет использовать ее как для открытых деталей, так и для труднодоступных участков.

Она отличается высокой степенью отталкивания пыли и грязи, поэтому отлично подходит для обработки внешних элементов и их защиты от коррозии. Еще одно преимущество — силикон не разъедает резину.

велосипедные смазки

Следующий тип смазывающих материалов в данной группе – тефлоновый. Он отличается длительным ресурсом при высокой нагрузке трущихся элементов. Другими словами тефлоновую смазку крайне тяжело удалить даже при больших усилиях.

Как и силиконовый аналог, данная смазка имеет отличную степень отторжения грязи. Поэтому ее считают наиболее оптимальным вариантом смазки для велосипедной цепи. Независимо от нагрузок, влаги и пыли деталь останется под защитой.

Последний распространенный тип двухкомпонентных смазок – материал, в состав которого входит воск. После высыхания он оставляет достаточный слой воска на поверхности детали, защищающий ее от коррозии.

В отличие от тефлонового аналога восковая смазка не настолько устойчива к нагрузкам, но без серьезных трений по длительности сохранения покрытия на детали ей нет равных.

Как смазывать велосипед?

Ознакомившись со спектром предлагаемых велосипедных смазок, рядовой велосипедист может потеряться и полностью предоставить обслуживание своего велосипеда веломастерской. Несомненно, веломеханики сделают это лучше, чем неопытный новичок, но не стоит сразу опускать руки! Минимальные действия по обслуживанию своего двухколесного коня, такие как смазка цепи и насыпных подшипников, доступны даже ребенку. Более сложные манипуляции уже потребуют определенных знаний, которые можно почерпнуть у более опытных друзей или из интернета. А для регулярной смазки деталей велосипеда, не нужно покупать все смазки в магазине, хватит всего 3-4 флаконов с разными смазывающими составами.

Одни узлы требуют более частого обслуживания, другие могут перебираться раз в сезон. От качества и периодичности обслуживания, зависит долговечность и износ деталей велосипеда. Преступая к обслуживанию своего велосипеда, обязательно очистите с его поверхности пыль и грязь. Переборку деталей проводите в чистом помещении, пользуясь большим количеством салфеток. Прежде всего, следует разобрать узел и полностью удалить загрязнения и старую смазку. В этом могут помочь специальные очистители, или дегризеры. Чтобы легче ориентироваться какие работы по уходу за велосипедом следует проводить, как часто и какими средствами пользоваться, рассмотрим каждый элемент велосипеда по отдельности.

Чтобы смазать велосипедную цепь, сперва нужно ее промыть от грязи и остатков старой смазки. Простой воды с мылом обычно бывает недостаточно, потому рекомендуем запастись специальными моющими составами или растворителем. Подойдет и обыкновенный бензин, учтите только что, он имеет сильный запах и огнеопасен. Можно мыть цепь как сняв ее с велосипеда, так и не снимая, применив при этом цепемойку. После очистки, цепь нужно тщательно просушить или продуть компрессором.

Наносить смазку необходимо на каждый ролик цепи по капле, медленно прокручивая педали в обратном направлении. Затем, сделать несколько десятков оборотов педалей, чтобы распределить состав вглубь звеньев. После этого нужно протереть излишки смазки с поверхности цепи.

Следует сделать уточнение, что перечисленные рекомендации по обслуживанию цепи относятся к применению стандартной жидкой смазки. Двухкомпонентным, парафиновым составам необходимо предоставить время для высыхания. Некоторые наблюдения показывают, что мыть цепь в этом случае не обязательно, и это даже может навредить интервалу между смазкой, в случае парафиновых составов. Это можно объяснить накоплением твердой составляющей смазки в закрытых областях звеньев.

Смазка вилки и амортизаторов

Обслуживание амортизационной вилки, амортизаторов, дропперов требует достаточной квалификации, наличия специального инструмента, материалов и расходников. Периодичность переборки зависит от времени, пройденных километров и режима, в котором эксплуатировался велосипед. Обычно производитель указывает время между ТО в мануалах, поэтому уточняйте конкретные сроки у официальных представителей. Стандартные интервалы между обслуживанием вилки 25-40 часов активности или 1000-1500 км без смены масла в демпфере. И 80-100 часов или 3000 км для полного обслуживания вилки, амортизаторов и дропперов.

Для смазки вилки и амортизаторов применяются специальные масла, которые не являются агрессивными по отношению к резиновым изделиям (пыльникам и уплотнительным кольцам), обеспечивают плавное скольжение и длительный срок службы. Как правило, в штаны вилки заливается более густое масло вязкостью 10 — 15W, в демпфер более жидкое — 2,5 — 5W. Количество и другие характеристики обычно указывает производитель в инструкциях по обслуживанию. Хорошо зарекомендовали себя такие вилочные масла: RockShox Suspension Oil, Motul Fork Oil Expert, Motorex Racing Fork Oil.

Правильное обслуживание вилок предусматривает применение и консистентных смазок, которые долго находятся в зоне трения и придают им большей плавности хода. Такие смазки так же должны нейтрально относиться к резине, длительное время сохранять свои свойства и не быть сильно густыми, так как излишне вязка смазка будет препятствовать скольжению ног вилки. Консистентные смазки должны наноситься на уплотнительные резиновые кольца и пыльники вилки. Из доступных на рынке смазок, можно посоветовать Sram Butter, Lube Star Silicon, DT Swiss Slick Honey. Менее «скользкая» но более долговечная PM600.

Перед каждым выездом полезно наносить тонким слоем силиконовую смазку на ноги вилки и тщательно протирать. Удобно пользоваться аэрозолями, к примеру — BikeWorkX Silicone Star, но важно не попасть на тормозной ротор. Большинство рекомендаций актуальны так же для смазки задних амортизаторов и регулируемых подседельных штырей.

Смазка каретки, втулок, рулевой колонки

Подшипники во втулках и каретке подвергаются постоянной и достаточно высокой нагрузке, потому необходимо тщательно следить за состоянием смазочных материалов в этих узлах, чтобы продлить их срок службы. В рулевой колонке нагрузки несколько меньше, но и там смазка расходуется и теряет свойства со временем, особенно если защитные пыльники плохо справляются со своими функциями. Ранее в этих узлах использовались исключительно насыпные или сепараторные подшипники, в современное же время все чаще применяются закрытые промышленные подшипники, которые почти не требуют обслуживания. Как правило, промподшипники заменяются на новые, но при желании, можно заменить смазку, временно удалив пыльник. Но не все подшипники можно разобрать, не повреждая.

Для обслуживания подшипников, используется густая смазка, которая набивается в полости между шариками. Она должна обладать хорошими смазывающими свойствами, иметь хорошую адгезию с металлом, низкую коррозионную активность и длительный срок эксплуатации между техобслуживаниями. Подойдет и обычная консистентная универсальная смазка, солидол, графитовая смазка. Но если вы хотите получить оптимальные характеристики плавности и износостойкости, то советуем обратить внимание на Shimano Premium Grease, Ice Toolz C172, Finish Line Premium Teflon, Park Tool Polylube Grease, Sram PM600.

Частота обслуживания зависит от условий езды, качества смазки, качества уплотнений, и ориентировочно составляет раз в 3000 — 5000 км, или раз в сезон.

Смазка барабана

При переборке втулок, обычно так же заменяется смазка в барабане. Специфика работы собачек барабана предполагает, что они должны четко и быстро входить в паз зацепления, потому, консистентная смазка не должна быть слишком густой. Так же барабан может начать «капризничать» при понижении температуры ниже нуля. Особенно более «разборчивы» к качеству смазки барабаны с увеличенным количеством зацепов. Можно порекомендовать такие смазки: Shimano freehub grease, Park Tool Polylube Grease, Slick Honey.

Смазка тросиков переключения передач и тормозов

Необходимость смазки тросиков на велосипеде не всегда оправдана. Зачастую смазка нанесена на внутреннюю поверхность рубашки и рассчитана на весь срок ее службы. Если тросик начинает плохо ходить в рубашке, обычно их просто меняют. Это обуславливается тем, что при переборке невозможно обеспечить абсолютную чистоту рубашки и пыль в любом случае попадет на трущуюся поверхность, и эффекта от обслуживания тросиков будет незначительным. Но если есть желание сэкономить денег и продлить жизнь тросикам, необходимо идеально вычистить грязь, промыть, просушить их, и нанести специальную смазку для тросиков Shimano Cable Grease.

Смазка резьбовых соединений

Важный пункт, о котором вспоминают тогда, когда возникает проблема с откручиванием «прикипевшей» резьбы. Так же бывают проблемы, когда болт со временем послабляется и откручивается. И чтобы не повредить в будущем элементы велосипеда, нужно в обязательном порядке пользоваться противозадирными смазками и фиксаторами резьбы. Они обеспечат правильное усилие затяжки и надежную сохранность соединения от факторов окружающей среды. Смазывать необходимо исключительно все резьбовые соединения, в особенности, в случаях когда сопрягаются элементы из разных металлов. А обычно так и бывает – стальной болт вкручивается в алюминиевую резьбу выноса, втулок, кареточного узла, бонок рамы и тд.

Не помешает смазать болты крепления калипера, манеток, багажника, крыльев, а так же резьбу ниппелей спиц, всю поверхность сквозной оси втулок, вал оси и посадочные поверхности шатунов. Для этих целей можно использовать практически любую консистентную смазку, но лучше со своей задачей справятся специализированные составы: Permatex Anti-Seize, Park Tool TLR, Loctite 8023, Ice Toolz C172.