Топ 10 — на чем не стоит экономить при обслуживании авто

 

Текущее обслуживание автомобиля включает в себя множество вещей, о которых мы часто забываем или более менее неосознанно — продлеваем момент их замены. Эти незначительные упущения иногда могут сэкономить вам деньги, но часто имеют серьезные последствия. Вот 10 вещей, которыми нельзя пренебрегать из-за риска дорогостоящих поломок или почти неизбежного ухудшения комфорта вождения.

Не случайно в данной статье будет сказано много о фильтрах. У фильтров есть одна общая черта: по мере увеличения объема удерживаемых ими загрязняющих частиц увеличивается и сопротивление фильтра. Со временем заполненный фильтр почти полностью перекроет поток воздуха, масла или топлива. Последствия этой неисправности неизбежны, хотя в зависимости от фильтруемой среды – совершенно разные.

1. Салонный фильтр: небольшие расходы, большая разница

Салонный фильтр, также известный как пыльцевой фильтр, улавливает загрязняющие вещества, содержащиеся в воздухе, всасываемом системой вентиляции в салон автомобиля. Этот фильтр задерживает пыльцу растений, песчинки, частицы сажи и дорожную пыль. Благодаря салонному фильтру салон автомобиля медленнее покрывается пылью, а пассажиры лучше дышат, что очень полезно для аллергиков.

Со временем салонный фильтр настолько забивается примесями, что становится преградой для потока воздуха. Кроме того, скопившиеся в фильтре органические частицы начинают разлагаться.

Симптомы износа салонного фильтра: затхлый запах в салоне, запотевание стекол под дождем. Со временем запотевание окон становится настоящей проблемой, которую не решить ни одним препаратом, призванным уменьшить это неприятное явление.

Как часто нужно менять салонный фильтр: правила нет, так как многое зависит от размера фильтра и его положения в системе кондиционирования. В более старых Мерседесах, в которых салонные фильтры были добавлены в рамках модернизации моделей, изначально спроектированных без фильтра, салон засорялся через несколько тысяч км. Во многих современных автомобилях фильтра хватает на 30 тысяч км и более, что, впрочем, также зависит от уровня загрязнения воздуха (в автомобилях, которые много ездят по грунтовым дорогам, фильтра хватает на меньшее время). Как правило, салонный фильтр не должен использоваться более года.

Замена салонного фильтра во многих автомобилях — несложная задача, ее можно сделать своими руками за несколько минут. В некоторых, особенно старых моделях автомобилей, доступ к фильтру несколько затруднен и лучше, чтобы это делал механик.

2. Моторное масло

Замена масла в двигателе – это само собой разумеющееся. Но как часто нужно менять масло? Уместно было бы сослаться на рекомендации производителя автомобиля, но некоторые производители дают слишком «позитивные» рекомендации. В некоторых легковушках – например в моем дизеле – по мануалу требуется замена масла каждые 50 000. Км. В других замена масла предусмотрена до 30 тыс. км, что в любом случае довольно смело, но именно этого требуют руководители автопарков, для которых рутинный автосервис является серьезной логистической задачей. Что об этом думают механики? «В качестве альтернативы мы приглашаем вас на более раннюю замену масла».

Как относиться к таким рекомендациям с точки зрения обычного пользователя? Только таким образом, чтобы производителю было не жалко, что пользователь разобьет свою машину. Статистика показывает, что большинство из них без проблем доходит до конца гарантии, неисправности проявляются через какое-то время.

Признаки расхода масла с точки зрения водителя незаметны. С другой стороны, моторное масло претерпевает ряд изменений.

Ощутимыми симптомами работы на отработанном масле являются неисправности двигателя и его агрегатов, которых не было бы, если бы мы придерживались разумных интервалов замены масла. В первую очередь страдают турбокомпрессор и система фаз газораспределения с гидравлическим управлением. Гремящая цепь ГРМ, которая должна была прослужить всю жизнь двигателю? Хотя это кажется маловероятным, причина может заключаться в недостаточно частой замене масла в двигателе!

Как часто менять масло? Оптимально не реже, чем каждые 15 000. Км, в случае хороших условий эксплуатации (езда в основном по бездорожью, избегание максимальной скорости) этот интервал может быть немного увеличен.

3. Топливный фильтр: виновник загадочных неисправностей систем впрыска

Вы приезжаете чуть больше 100 000 км без аварий, следов износа нет, и вдруг загорается оранжевая лампочка, двигатель теряет мощность, конец поездки! Диагноз: поврежден ТНВД и три из четырех форсунок. Ориентировочная стоимость ремонта часто исчисляется шестью нулями? Невезение? Я так не думаю! Если до этого момента система работала идеально, то вдруг возникли обширные сбои, то что-то должно было произойти. Причина обычно в топливном фильтре.

Особенно это проблема с дизельными двигателями. По мере износа топливного фильтра он постепенно увеличивает сопротивление потоку топлива. Неисправность возникает, когда резко возрастает потребность в топливе, но из-за забитого фильтра насос высокого давления его не набирает. Достаточно секунды работы всухую, чтобы микроскопические металлические опилки из насоса потекли к форсункам. Последствия ужасны: поврежден ТНВД, топливные форсунки, загрязнена топливная система. Вот что происходит, когда – в соответствии с установленным заводом межсервисным интервалом – мы меняем топливный фильтр каждые десятки тысяч км.

Как долго служит топливный фильтр? В дизелях менять этот фильтр стоит не реже, чем каждые 30 000 км, однако не будет преувеличением заменить топливный фильтр при каждой замене моторного масла. Таким образом, мы продлим срок службы системы впрыска и, как следствие, сажевого фильтра. В бензиновых двигателях топливный фильтр служит немного дольше, а вот в случае с бензиновым непосредственным впрыском интервал замены составляет 30 000 км имеет смысл.

4. Воздушный фильтр

Воздушный фильтр задерживает твердые примеси, содержащиеся во всасываемом двигателем воздухе. Даже старый фильтр выполняет эту функцию, но, как и любой фильтр, воздушный фильтр в двигателе со временем развивает все большее и большее сопротивление потоку.

Симптомы износа фильтра: постепенное снижение мощности двигателя и увеличение расхода топлива. Поскольку увеличение сопротивления фильтра и связанные с ним признаки неисправности происходят постепенно, они могут остаться незамеченными.

Как долго служит воздушный фильтр? Хватит ли на 50000 Км, если придерживаться «смелых» заводских межсервисных интервалов? При эксплуатации автомобиля в условиях низкой запыленности – да; однако, когда мы много ездим по грунтовым дорогам или в непосредственной близости от большой стройки – не обязательно!

Совет: сокращая интервал замены масла, помните о воздушном фильтре. Это стоит небольших денег.

5. Газовый фильтр в автомобилях с ГБО: убийца двигателя

Это неприметный элемент, но если мы забудем о нем, будет наказание. Газовый фильтр очищает топливо до того, как оно попадет в форсунки. В автогазе, вопреки внешнему виду, довольно много примесей, и они довольно быстро заполняют фильтр, ограничивая его пропускную способность.

Понижение давления газа в магистралях, подводящих газообразное топливо к двигателю, до определенного момента компенсируется расширением открытия форсунок, но это возможно не во всех условиях.

Симптомы износа бензофильтра: при запущенном бензофильтре достаточно резко проехать несколько километров или несколько раз совершить обгон с выжатым до упора акселератором, чтобы почувствовать запах сгоревшего катализатора. Это результат обеднения топливной смеси: чем она беднее, тем выше температура ее сгорания. Слишком горячие выхлопные газы разрушают головку двигателя, а затем и каталитический нейтрализатор автомобиля.

Теоретически реакция водителя на неровность должна заключаться в автоматическом отключении установки, но на практике все обстоит иначе, и эффект удешевления вождения — это расходы, которые обычно съедают все предыдущие сбережения.

На сколько хватает газового фильтра: зависит от установки (например, важен размер фильтра), обычно на 10 тыс. км.

Совет: замена газового фильтра хоть и тривиальна, но делать это нужно в мастерской. После замены фильтра нужно проверить настройки установки — если они «сломаны», последствия будут такими же, как последствия забывания заменить газовый фильтр.

6. Ремень ГРМ

Ремень ГРМ отвечает за синхронизацию работы поршневой и клапанной систем. В подавляющем большинстве двигателей при обрыве ремня клапаны ГБЦ сталкиваются с поршнями. Последствия отказа могут быть настолько значительными, что зачастую дешевле и проще купить исправный подержанный двигатель, чем ремонтировать сломанный.

На сколько хватает ремня ГРМ: как правило, столько, сколько говорит производитель автомобиля, т.е. – в зависимости от модели автомобиля – от 40 000 до 160 тыс. км. Но будьте осторожны: есть модели, в которых практика расходится с теорией и ремень не выдерживает того пробега, о котором говорил производитель. На протяжении всей своей истории разные производители терпели неудачу, даже самые солидные. Последний эксперимент, который, вероятно, не увенчался успехом, — ремни в масляной ванне, применяемые в бензиновых двигателях PSA (в том числе Citroen, Peugeot). Эти ремни отслаиваются, и их части попадают в масло, забивая масляные каналы.

7. Масло в АКПП. Это дорогая услуга, но ей нужно воспользоваться

В истории автомобилестроения уже были АКПП, в которых масла должно было хватить на весь срок службы автомобиля. На практике масла хватало лишь на срок службы коробки передач, который был довольно коротким. Сегодня в подавляющем большинстве случаев производители автомобилей рекомендуют менять масло в коробке. Однако спор касается частоты, с которой следует выполнять это действие: это надо делать раз в 30-40 тысяч км или чаще?

Проблема актуальна, потому что замена масла в АКПП — это серьезные расходы, даже 10-20тр и выше. Это связано с тем, что, во-первых, само масло дорогое, а во-вторых, для его замены нужно использовать больше масла, чем вместимость коробки передач, часть масла уходит на промывку коробки передач.

Одно можно сказать наверняка: заводское масло служит чуть дольше любого другого масла, потому что удалить все загрязнения, появляющиеся внутри во время замены масла, практически невозможно. Также несомненно, что игнорирование необходимости замены масла рано или поздно приведет к поломке. Стоимость ремонта автоматической коробки передач обычно начинается от 100тр.

8. Ксеноновые лампы

В отличие от ламп накаливания, которые от начала до конца светят умеренно или тускло, ксеноновые лампы сначала обеспечивают комфортное освещение дороги, а по мере износа светят все меньше и меньше. Меняется и цвет излучаемого ими света. Тот, у кого в машине стоят ксеноновые фары, либо знает об этой проблеме, либо скоро узнает ее – новые машины с ксеноном уже на задворках рынка, большинство автомобилей с ксеноном – это автомобили, которым несколько лет.

Сколько прослужит ксеноновая лампа? В зависимости от типа на 2000-3000 часов работы. Если считать, что средняя скорость движения автомобиля в смешанных условиях (город/трасса) составляет 30 км/ч, то ксеноновых ламп хватает на 60-90 тыс. км.

Как заменить ксеноновую лампу и сколько это стоит? Как правило, ксеноновые лампы меняются так же, как и галогенные, но есть отличия. Во-первых, автопроизводители не позаботились о хорошем доступе к задней части ксеноновых фар, а связано это с тем (во-вторых), что неосторожность при выполнении этой операции может привести к поражению электрическим током, не смертельно, но неприятно.

Что еще нужно знать? Есть риск, что замена ксеноновых ламп на новые существенно не улучшит плохое освещение старого автомобиля. Это связано с тем, что помимо самих ламп изнашиваются и отражатели. Если сгорел отражатель фары, его необходимо отремонтировать. К счастью, есть мастерские, которые занимаются именно этим и могут не только демонтировать неразобранную фару, но и заменить в ней изношенные детали, а затем собрать все обратно.

9. Охлаждающая жидкость

Охлаждающая жидкость отличается от воды не только тем, что не замерзает при температурах, встречающихся зимой в наших широтах, но и устойчива к работе при достаточно высоких температурах и защищает элементы системы охлаждения от коррозии.

Сколько охлаждающей жидкости достаточно? Современных жидкостей хватает на 5-7 лет эксплуатации, хотя есть и такие, срок службы которых всего два года. Нет оснований сомневаться в данных производителя.

Проблема возникает, когда по каким-то причинам нам необходимо долить уровень жидкости. Лучше всего использовать деминерализованную воду, а через некоторое время проверить температуру замерзания жидкости в мастерской. Долив охлаждающей жидкости – хорошее решение только в том случае, если мы заливаем точно такую же жидкость, какая у нас в системе. Смешивание разных жидкостей может испортить антикоррозийные свойства жидкости радиатора. Лучше заменить всю жидкость на новую.

Симптомы неисправности (ухудшение работы системы, перегрев двигателя, протечки) проявятся спустя долгое время, но если вы не намерены избавляться от автомобиля, то лучше иметь это в виду. Лучше иметь это в виду.

10. Колесные клапаны

В то время как большинство водителей знают возраст и состояние шин в своих автомобилях, а их состояние и возраст часто напрямую зависят от текущей толщины кошелька, мало кто заботится о клапанах. Что касается вулканизационных мастерских, то одни меняют клапаны по умолчанию, добавляя к счету соответствующую (небольшую) сумму, а другие нет. Между тем, старые клапаны — элементы ничтожной ценности — любят пропускать воздух. Не настолько, чтобы мы замечали проблему ежедневно, а до такой степени, что после двух-трех месяцев вождения мы ездим на мягких шинах. Издержки — ускоренный износ шин, повышенный риск механического повреждения их конструкции — значительно превышают стоимость клапанов.

Признаки износа: шины сдуваются быстрее, чем когда они были новыми, например, 0,2-0,3 бар в месяц.

Совет: при регулярной замене шин меняйте на новые ниппели — если не каждый сезон, то хотя бы каждую вторую замену, то есть раз в год.