ДТП — пожалуй, главная неприятность, которая может произойти с водителем на дороге. Но, увы, никто от этого не застрахован. При этом у всех участников аварии должен быть, как минимум, полис ОСАГО, по которому можно компенсировать затраты на устранение последствий ДТП. Надо только правильно оформить документы на месте и потом обратиться с ними в страховую компанию, которая выплатит компенсацию. Проблема только в том, что у страховщика и у владельца автомобиля оценка ущерба не всегда сходится. Чтобы найти истину, понадобится независимая экспертиза.
Что такое независимая техническая экспертиза
Независимая техническая экспертиза — это процедура, в ходе которой специалисты последовательно выполняют несколько задач:
- Выявляют дефекты и неисправности, появившиеся в результате инцидента.
- Оценивают серьёзность повреждений.
- Определяют возможные методы ремонта и его целесообразность.
- Рассчитывают стоимость восстановительных работ.
По сути, процесс независимой экспертизы не отличается от того, который проводит страховая компания перед выплатой или направлением транспортного средства (ТС) на ремонт. С той лишь разницей, что оценку делает не заинтересованный сотрудник страховой, а беспристрастный квалифицированный эксперт.
Впрочем, к независимым экспертам можно обратиться не только для расчёта стоимости ремонта автомобиля. Такие организации помогут установить обстоятельства и причины ДТП, оценить остаточную стоимость автомобиля или проверить сумму ущерба, которую в качестве претензии предъявляют виновнику аварии, неважно кто — пострадавший или его страховая компания.
Когда нужно проводить независимую экспертизу
Нередко случается, что после получения компенсации по страховке владелец пострадавшего автомобиля не согласен с размером выплаты. Это может произойти из-за наличия скрытых дефектов или некорректного метода расчёта стоимости запчастей и ремонта. В этом случае имеет смысл получить заключение независимых экспертов. Оно должно помочь урегулировать разногласия со страховщиками в «мирном» порядке или стать весомым аргументом при судебном разбирательстве.
Например, если в результате ДТП автомобиль получил удар в задний бампер, страховая компания способна посчитать, что треснул только пластик, и его без проблем можно починить и покрасить. Сумма на ремонт при этом будет маленькая — только на локальную «заплатку» и покраску фрагмента. Но независимый эксперт может обнаружить залом на усилителе бампера, который неремонтопригоден, а ещё прийти к выводу, что вернуть пластику первозданный вид невозможно, поэтому единственный вариант решения проблемы — замена бампера. Понятно, что при таком расчёте стоимость ремонта и запчастей, а значит, и сумма выплаты, должна быть значительно выше.
При этом важно соблюсти все процедуры, предусмотренные законодательством и страховым договором. Независимая экспертиза, проводимая по инициативе пострадавшего, не может заменить первичный осмотр ТС, если он был согласован со страховой компанией. Важно помнить, что по закону у страховщиков есть 5 дней с момента принятия заявления (в исключительных случаях — 10) на организацию осмотра и проведение экспертизы ТС своими силами. Это прописано в пункте 11 статьи 3 Положения Банка России №431-П.
Если срок не соблюдён, пострадавший в ДТП имеет полное право не только самостоятельно выбрать оценщиков, но и получить полную компенсацию расходов на техническую экспертизу — они будут включены в понесённые убытки. Главное, уведомить страховую компанию о месте и времени проведения осмотра не менее чем за три дня, — об этом говорит пункт 3.12 Положения №431-П.
Кто проводит экспертизу
Для того чтобы проводить независимую техническую экспертизу, компании или индивидуальному предпринимателю не нужна лицензия — эти работы не подпадают под требования Федерального закона №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Но за квалификацией экспертов всё же следят: в законе об ОСАГО №40-ФЗ есть пункт о том, что экспертиза может выполняться только аттестованным экспертом-техником, прошедшим профессиональную подготовку и внесённым в государственный реестр, который доступен на информационном портале Министерства юстиции РФ.
Кто оплачивает экспертизу
Если независимая экспертиза проводится по желанию владельца автомобиля, платить за неё придётся именно ему. Однако, по закону об ОСАГО №40-ФЗ, если страховщик примет результаты экспертизы в качестве основания для выплаты ущерба, то он должен будет включить её цену в состав убытков.
Стоимость оценки обычно зависит от масштаба и сложности повреждений, цены самой машины и региона, где проводится экспертиза. Например, для Москвы сумма варьируется в пределах от 4 до 15 тысяч рублей.
Как проводится независимая оценка
Владельцу, который хочет провести независимую экспертизу своего автомобиля, необходимо последовательно сделать несколько шагов:
- Выбрать эксперта или компанию, которые будут проводить оценку. Отталкиваться лучше от их репутации и отзывов клиентов, а ещё нужно не забыть проверить срок действия их аттестации.
- Заключить договор на оказание услуг.
- Предоставить регистрационные документы на автомобиль (СТС, ПТС или выписка из ЭПТС), протокол, оформленный на месте аварии, и справку о ДТП (при её наличии), ранее выданные экспертные заключения (если экспертиза повторная) и другие документы или материалы, помогающие установить полную картину ущерба.
- Согласовать дату, время и место проведения осмотра.
- Уведомить страховщика и, при необходимости, виновного в ДТП о месте и дате проведения экспертизы.
- Предоставить автомобиль на осмотр.
Дальше в работу вступает эксперт, который:
- выявляет и осматривает повреждения. При необходимости может сделать частичную разборку машины, чтобы увидеть скрытые дефекты;
- фиксирует их на фото или видео;
- готовит экспертное заключение. На оформление бумаг в среднем уходит от 2 до 5 дней, но всё зависит от степени повреждений и количества необходимых расчётов.
Какие документы оформляются после экспертизы
Процесс оформления независимой экспертизы не предполагает «самодеятельности»: порядок оценки повреждений и расчёта стоимости ремонта прописан в Положении Банка России №432-П. Им должны руководствоваться и страховые компании, и независимые эксперты-техники.
Итогом такого осмотра является экспертное заключение. Его содержание регламентируется Положением Банка России №433-П.
В нём обязательно должна быть отражена следующая информация:
- Полное название компании, проводившей экспертизу, и её адрес. Если заключение готовит индивидуальный предприниматель, он должен внести в документ свои ФИО, адрес, дату регистрации ИП и полную информацию о документе, подтверждающем внесение записи о регистрации в госреестр.
- Основание для проведения экспертизы с указанием реквизитов (номер и дата договора на оказание услуг).
- Персональные данные заказчика экспертизы.
- Список исследуемых объектов (сам автомобиль, видеорегистратор и пр.).
- Полная информация о транспортном средстве и способ её получения (личный осмотр или ссылка на документы, содержащие такие сведения).
- Дата возникновения повреждений (дата ДТП и пр.).
- Список всех документов, изученных в процессе экспертизы. Для полисов ОСАГО — с указанием полного названия страховой компании.
- Вопросы, на которые экспертиза должна дать ответ.
- Список нормативов, методик и программ, использованных при проведении экспертизы.
- Информация о проводимых исследованиях.
- Ограничения в трактовке и применении результатов (география, неподтверждённые сведения, временные интервалы и пр.).
- Описание и выводы по «новым» обстоятельствам, выявленным в процессе экспертизы (не вошедшие в ранее поставленные вопросы).
- Выводы по изначально имеющимся вопросам.
Отдельное внимание нужно уделить формулировкам в выводах — они должны трактоваться однозначно. Не менее важно и максимально информативное наполнение этого пункта. В нём должен содержаться ответ на каждый вопрос, который был поставлен перед специалистом. Например, если перед экспертом стояла задача определить стоимость ремонта, недостаточно прописать сумму одной строкой — в заключении должны быть подробный расчёт с расшифровкой всех применяемых коэффициентов и обоснование рыночной стоимости деталей. В процессе подсчётов сумма ремонта может приблизиться к стоимости аналогичного автомобиля до аварии, тогда в калькуляции дополнительно появится вывод о целесообразности ремонта.
Что делать дальше
После того как все документы готовы, их нужно забрать и передать страховой компании, приложив к требованию о пересчёте размера компенсации ущерба. На рассмотрение пакета документов у страховщиков будет 10 дней. По истечении этого срока они должны либо произвести доплату, либо подготовить мотивированный отказ.
Во втором случае пострадавший может либо смириться и получить ту компенсацию, которую готова заплатить страховая компания, либо идти дальше и подавать иск в суд. К нему тоже нужно обязательно приложить результаты независимой оценки ущерба. А ещё надо быть готовым, что суд назначит собственную экспертизу для проверки ранее сделанных выводов и исковых сумм. А значит, ремонт повреждённого автомобиля снова будет отложен.
Итак, совсем коротко
- – независимая экспертиза автомобиля называется исследование, которое проводится незаинтересованным квалифицированным специалистом.
- – Независимую экспертизу и оценку имеет смысл проводить после получения расчёта от страховой компании.
- – Также независимую экспертизу часто заказывают для выяснения обстоятельств ДТП.
- – Деятельность экспертных организаций не лицензируется, но эксперты-техники должны быть внесены в государственный реестр.
- – Итоги независимой экспертизы могут предоставляться в страховую компании и рассматриваться в суде.
- – По результатам экспертизы составляется экспертное заключение. Оно должен содержать информацию об объекте и методах исследования, а также аргументированные расчёты и выводы.