Вопрос, поставленный в заголовке этой статьи, выглядит немного нелепо. Ведь известно, что шины сделаны из мягкой резины и просто стираются при движении по асфальту. Но почему в некоторых автомобилях шины изнашиваются быстрее, а в других медленнее? От чего зависит этот процесс и от чего зависит его интенсивность?
В начале следует подчеркнуть, что в случае легковых автомобилей существует два основных типа шин — это летние и зимние шины. Они отличаются друг от друга составом резиновой смеси и формой рисунка протектора. Все это для наилучшего выполнения своих функций в условиях эксплуатации, для которых они предназначены. Конечно, есть и всесезонные шины (так называемые многосезонные шины). Они имеют промежуточные характеристики между летними шинами и зимними шинами. Однако, ориентируясь на два основных типа шин, их потребление будет иметь совершенно иной характер и будет работать с различной интенсивностью. Зимние шины изнашиваются в два раза быстрее, чем летние (при использовании в условиях, для которых они предназначены). Это связано с исследованиями легковых автомобилей и их шин, проведенными автором данной статьи.
Конечно, первым фактором, который приходит на ум, является «твердость» резины. Состав вулканизированной смеси на несущей конструкции шины всегда является строго охраняемым секретом ведущих производителей на рынке. Однако на основании исследования можно сделать вывод, что нет принципиальных отличий в прочности шин самых популярных компаний. Следует обратить внимание на тенденцию последних лет, когда унитарный износ шин (в основном летних) последних моделей (с 2015 года) несколько выше, чем у чуть более старых шин. Вероятно, это связано с тем, что в настоящее время между компаниями существует большая конкуренция в вопросе обеспечения наилучшего сцепления и безопасности эксплуатации шин. К сожалению — всегда «что-то» должно быть за счет «чего-то».
Сам процесс износа шин является очень сложным подпроцессом. Конечно, основными являются абразивный и адгезивный износ. Последнее заключается в создании кратковременных связей между резиновой шиной и поверхностью дороги во время их контакта во время движения. В тот момент, когда эта часть шины теряет контакт с грунтом, результирующее соединение разрывается, и чаще всего это приводит к тому, что куски протектора остаются на асфальте. Такая ситуация чаще всего возникает во время передачи шинами наибольших нагрузок, то есть в поворотах, во время торможения или ускорения. Конечно, это видно, когда на асфальте образуются темные дорожки.
Кроме того, шины изнашиваются термически и стареют. Во время езды на велосипеде шина изгибается в радиальном направлении в результате выдерживания веса транспортного средства, что приводит к его усталостному расходу. Все это вместе приводит к общему истощению шин. Мишлен предлагает не использовать шины старше 10 лет. Проще говоря, даже если шины этого возраста еще не использованы на 100% протектора, их старение и усталость настолько значительны, что гарантируемый ими уровень безопасности очень низок.
Как уже упоминалось, что характер износа шин для шин разных производителей одинаков, то что может повлиять на износ? Конечно, условия работы шин очень важны, в значительной степени определяемые автомобилем, в котором они установлены. От качества подвески и системы подвески зависит, будут ли шины правильно изнашиваться. Дисбаланс колес также влияет на увеличение износа. Однако самым важным является вопрос передачи крутящего момента. Шины ведущих мостов изнашиваются значительно шире. Кроме того, в большинстве автомобилей на рынке ведущий мост также приводится в движение, что также приводит к более высокому уровню износа шин. Этот факт вытекает из практики смены шин между осями каждый год. Однако стоит отметить, что такое поведение некорректно с точки зрения безопасности дорожного движения. Рекомендуется, чтобы шины для задней оси имели максимальную эффективность. Это связано с тем, что меньше риск потерять сцепление передней части автомобиля, чем задней.
Очень важную роль в скорости износа шин является — давление в шинах. В случае, когда оно ниже рекомендованной шины, шина изгибается неестественным образом, теряя таким образом контакт с поверхностью в середине протектора. Это влияет на интенсивный износ экстремальных зон протектора. Обратная ситуация возникает, когда давление в шинах слишком высокое. Тогда шина становится чрезмерно выпуклой, и область контакта с дорогой ограничивается серединой протектора. В обоих случаях износ шин является чрезмерным и в то же время неравномерным. Испытания показывают, что разница давления в 0,3 бар относительно номинального вызывает почти двукратное ускорение износа шин! Кроме того, если шины эксплуатируются под неправильным давлением, они становятся чувствительными к ударам,
К сожалению, многие водители принижают проблему технического состояния шин в своих автомобилях. К сожалению, они забывают, что шины являются единственными элементами, с помощью которых транспортное средство касается дороги. И в основном от них зависит безопасность вождения. Шина со значительной степенью износа теряет большую часть своих тяговых свойств, что также снижает ее эффективность при очистке зоны контакта с поверхностью от грязи и воды. И уже небольшой слой воды, лежащий на дороге, может вызвать изношенность шин с появлением явления аквапланирования, которое проявляется в полной потере сцепления и скольжении автомобиля по производимому клину. Поэтому забота и проверка технического состояния шин является очень важной проблемой с точки зрения безопасности дорожного движения.