Замена масла в двигателе и трансмиссии: залог долговечности и экономии

 

Неотъемлемой частью каждого современного автомобиля являются двигатель и трансмиссия. Именно эти системы обеспечивают движение транспортного средства и реализуют основную функцию автомобиля — безопасную и своевременную перевозку людей и грузов. Износ компонентов двигателя и трансмиссии неизбежен ввиду интенсивного трения деталей.

Главным союзником в борьбе с преждевременным износом выступают моторные и трансмиссионные масла, которые предотвращают разрушительное взаимодействие поверхностей, обеспечивая правильную работу механизмов. Тем не менее в процессе эксплуатации свойства масла ухудшаются, что требует его периодической замены для обеспечения надежности узлов.

Назначение масел в автомобиле

Изначально созданные в качестве высокоэффективных смазочных материалов, масла для двигателей и трансмиссий выполняют гораздо более широкий спектр функций. Помимо снижения трения, они отвечают за отвод тепла от трущихся поверхностей, предотвращение окислительных процессов и нейтрализацию продуктов износа. Моторные также защищают внутренние полости двигателя от возникновения коррозии. В то же время трансмиссионные способствуют передаче крутящего момента между элементами коробки передач.

Своевременная замена является залогом долговечной и стабильной работы всего автомобиля. Перегретое или сильно загрязненное масло перестает выполнять свои функции, что приводит к повышенному трению, перегреву и ускоренному износу компонентов. Эксплуатация в таких условиях сопряжена с высоким риском поломок и дорогостоящего ремонта.

Замена масла в АКПП и МКПП также необходима для поддержания оптимальных рабочих характеристик трансмиссии, так как отработанное масло теряет смазывающие и охлаждающие свойства, что приводит к повышенному трению и износу компонентов коробки передач.

Периодичность замены

Периодичность замены моторных и трансмиссионных масел определяется производителем автомобиля и напрямую зависит от условий эксплуатации машины. В среднем рекомендуется выполнять замену моторного масла каждые 7500-15000 км пробега или раз в год. Трансмиссионные имеют более длительный ресурс — их требуется менять каждые 60000-100000 км пробега или раз в 3-5 лет.

Следует отметить, что периодичность замен может существенно сокращаться при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях:

  • преобладание городского цикла движения;
  • регулярные поездки на небольшие расстояния без прогрева двигателя;
  • частые перегрузки по массе или буксировка прицепа;
  • работа двигателя на высоких оборотах;
  • движение в условиях высокой запыленности или низких температур.

В таких случаях рекомендуется сократить интервалы замены масел на 20-50% от номинальных значений.

Порядок замены моторного масла

Процедура замены моторного масла не представляет значительной сложности и включает несколько шагов:

  1. Прогрев двигателя для лучшего удаления отработанного масла.
  2. Слив старого через маслосливное отверстие в поддоне картера.
  3. Замена масляного фильтра на новый.
  4. Заливка свежего масла рекомендованного типа и объема через маслозаливную горловину.
  5. Проверка уровня после запуска двигателя.
  6. При необходимости — доливка до требуемого уровня.

Для слива масла из картера и замены фильтра достаточно базового набора инструментов. Качественная очистка поверхностей от загрязнений перед установкой нового фильтра также является важным условием для продления интервала между заменами.

Замена трансмиссионного масла

Порядок действий по замене трансмиссионного масла существенно отличается для механических и автоматических коробок передач. В случае с МКПП процедура схожа с заменой моторного и включает слив старого масла, промывку системы и заливку нового через специальные пробки.

Для замены масла в АКПП требуется специализированное оборудование и четкое соблюдение инструкций производителя. Нарушение технологии замены может привести к гидроударам и повреждению гидроблока коробки. Поэтому для современных автоматических трансмиссий рекомендуется обращаться на профессиональные сервисные станции.

Наряду с периодической полной заменой трансмиссионного масла в АКПП/МКПП, рекомендуется чаще проводить частичную замену путем слива отработанной жидкости из-под поддона коробки передач. Такая процедура позволяет удалить наиболее загрязненную часть масла, продлевая интервал полной замены.

Вместо заключения

Регулярная замена моторных и трансмиссионных масел — залог долгой и безотказной работы главных узлов автомобиля. Несмотря на кажущуюся простоту процедуры, игнорирование своевременной замены приводит к преждевременному износу дорогостоящих компонентов и увеличивает вероятность серьезных поломок. Соблюдение рекомендованных производителем интервалов замены позволяет существенно повысить общий ресурс автомобиля, сэкономив значительные средства в будущем. Ценность своевременно проведенного элементарного обслуживания сложно переоценить для любого современного автомобиля.