Мерседес: чье имя получила самая известная автомобильная марка?


Одно из самых распространенных заблуждений, связанных с компанией Мерседес-Бенц, в том, что, якобы, основатель компании и изобретатель автомобиля в более или менее привычном нам виде Карл Бенц назвал свое детище по имени любимой дочери Мерсе́дес. Это убеждение настолько прочно въелось в общественное сознание, что любые альтернативные версии ставятся в штыки, и это печально… Правда в том, что у Бенца и дочки-то никакой не было, кроме того, компанию он не основывал, он просто разработал автомобильный двигатель и создал концепт примитивного кузова, не более того! Но откуда появилось название?

Как появился первый автомобиль

Карл Фридрих Бенц (1844-1929) был человеком гениальным во всех отношениях. Например, в молодости он показывал неплохие экономические навыки, ходят слухи, что отлично играл на нескольких музыкальных инструментах… Однако, главной любовью всей его жизни стала инженерная работа, в частности разработка и запуск в массовое производство двигателей внутреннего сгорания. Уточним, не автомобильные двигатели, слова-то такого еще не было, а «самодвижущиеся повозки» на конец XIX века хоть и представлялись делом нескольких лет упорного труда, но воодушевления у общества не вызывали.

До 1871 года Бенц работал в частных механических мастерских, а потом понял, что для достижения успеха нужно, говоря современным языком, отправляться в свободное плаванье. Сказано – сделано. Карл Фридрих основал собственную мастерскую, и с головой ушел в работу вместе со своим близким другом Августом Риттером. Только к 1883 году инженерам удалось создать прототип того, что сейчас называют двигателем внутреннего сгорания, а свет новинка увидела лишь в 1886 г. Карл представил общественности трехколесную повозку, и зарегистрировал патент на изобретение DRP No. 37435. После этого Бенц выпустил еще несколько автомобилей с увеличенной мощностью (5 л.с. и выше, при том что первая модель выдавала всего 3 «лошади»). И да, уже в 90-е годы XIX столетия у него появились конкуренты!

Даймлер

Готлиб Даймлер (1834-1900) другом Бенца не был, вместе они не работали, только соперничали. Впрочем, с сыном конкурента Карл Фридрих в будущем очень плотно поработает, однако будет это еще не скоро. Итак, Готлиб много лет занимался разработкой и продажей лодочных моторов, в 90-е гг. увидел, что разработка Бенца «выстрелила», переключился на автомобильные двигатели, и серьезно в этом преуспел:

  • увеличил мощность;
  • повысил надежность;
  • начал продвигать идею развития автомобильного спорта (гонки, если проще).

Кстати, на гонках Даймлер оставил далеко позади Бенца, на практике показав ему превосходство своих разработок. Так, на заезде 1899 года Даймлер представил публике автомобиль, который выдавал рекордные 35 лошадиных сил. Скажете, очень мало и даже для дорог общего пользования бы не подошло? Конечно, сейчас это ничтожная мощность, но речь идет о предпоследнем годе XIX века, автомобиль в принципе только что появился. Кстати, не скидывайте со счетов то, что Карл Фридрих на тех же гонках показал свою последнюю модель, и, фактически, опозорился – всего 12 «лошадей», это даже по меркам того времени было, мягко говоря, скромно.

Именно с автомобильными гонками связана история происхождения легендарного названия!

Еврейская девочка с красивым именем

В 1899 году машина Даймлера в пух и прах разорвала всех соперников, прославив не только самого инженера-изобретателя-предпринимателя, но и гонщика, который сидел за рулем этой «ракеты». Звали его Эмиль Еллинек (1853-1918), был он евреем с очень сложным происхождением – немного немец, чуть-чуть француз, капелька испанской крови. Короче, намешано все, что только было можно. И была у него дочь по имени Адриана Мануэла Рамона. Еврейка, а согласно законам этого народа, выбор имени для новорожденной девочки был очень сжатым, однако Эмиль дочурку боготворил, и с первых дней жизни начал называть ее в кругу семьи Мерсе́дес, что по-испански значит «божье благословение» или «божий дар». В итоге имя это за ней так и закрепилось.

Эмиль Еллинек с дочерью Мерседес

После гонок 1899 года Эмиль влюбился в машину Даймлера, а так как больше всего на свете он обожал свою дочурку, то и назвал автомобиль ее именем, то есть Мерседес. Готлибу это понравилось, и до самого 1903 года все новые разработки компании (дело принял сын первого Даймлера Пауль) неофициально называли именно так, а потом и вовсе зарегистрировали имя в качестве товарного знака. Сама же отдельная марка появилась только в 1926 году после объединения компании Бенца с Даймлером – так родился легендарный Mercedes-Benz!

Сама же Адриана Мануэла Рамона восторга отца не разделяла, о том, что ее именем назвали автомобиль, узнала только через десяток лет после этого, машины не любила, увлекалась музыкой. Скончалась в возрасте 39 лет в 1929 году от рака…