Автомобильная платформа: что это такое,плюсы и минусы,фото,описание,обзор

 

Платформа – это, по сути, некий набор общих деталей, из которых собирают разные автомобили одной или даже нескольких марок. Так, например, платформа Ford C1 использовалась при постройке Ford Focus второго поколения, Mazda3, Volvo C30, LR Freelander 2 и др. Платформу невозможно пощупать или осмотреть, так как это скорее «философия», перечень определенных принципов постройки автомобиля.

Как это начиналось?

Многие думают, что унификация и строительство машин на общих платформах — продукт современной глобальной экономики, но это ошибочное мнение. На заре автомобилестроения понятие платформы понимали буквально. Была рама с установленными на ней силовым агрегатом и подвеской, их конструировали собственно автоконцерны. А сверху на эти «тележки» ставили разные кузова, построенные отдельными кузовными ателье.

Подробно о том, как «женили» кузов с рамой, мы уже писали в нашей статье о рамных конструкциях, а сейчас уделим внимание экономической схеме. В 20-е и 30-е годы еще не было никаких «народных» автомобилей» вроде «Жука» Volkswagen Kaffer, Fiat 500 или Renault 4CV.

Rolls-Royce Phantom I в кузове от Jonckheere Coupe 1934

«Самобеглые коляски» покупали по большей части люди богатые. А значит, желающие выделяться. Это сейчас в состоятельные слои общества прорвались вчерашние слесари, предел мечтаний которых — Toyota Land Cruiser 200 или Mercedes-Benz G-class, а тогда высокородная и образованная верхушка общества жаждала эксклюзива. Поэтому на одни и те же «тележки», скажем, от Ford или General Motors ставили кузова, которые могли выглядеть совершенно по-разному.

У кузовных ателье были целые «меню» от дизайнеров, и каждый мог создать свой шедевр. В конце 30-х производители начали поглощать такие ателье, и пик индустрии кузовного дизайна пошел на спад. В послевоенные годы исчезли практически все кузовные ателье. Остались немногие, такие как Zagato, Bertone, Karmann и Pininfarina. Они переориентировались в дома дизайна, а уникальные автомобильные кузова выпускали лишь по специальным заказам за огромные деньги.

Ford Mustang 2+2 1965 в кузове от Bertone

В 60-е годы все стало еще сложнее, так как производители начали постепенно переходить с рамных конструкций на несущие кузова и построить нечто эксклюзивное в таких условиях стало невозможно.

На первый взгляд, современное платформенное строительство имеет совершенно другую философию. Тогда стояла задача сделать автомобиль дороже и уникальнее, а сегодня, наоборот, максимально удешевить конструкцию. Но суть, в общем-то, одна. Мы имеем платформу и некий выбор кузовов, которые люди раскупают исходя из своих вкусов. Одному больше нравится Ford, другому — Mazda, а третий предпочтет Volvo. Главное изменение — чисто технологическое. Создание кузова теперь — это поиск невероятно сложного компромисса между аэродинамикой, безопасностью, весом, удобством и дизайном. Поэтому-то вместо сотен маленьких кузовных ателье процессом «рулят» несколько мощных автоконцернов. Только им с их ресурсами под силу разработать столь сложный продукт, как автомобильный кузов.

Составные элементы

В состав платформы входит определенный перечень составных элементов, но он является несколько условным, поскольку сам автопроизводитель решает, использовать какой-либо элемент или заменить его.

В целом считается, что устройство платформы автомобиля в себя включает:

  • Днище – как основа несущей части;
  • Элементы ходовой части (подвеска, рулевое управление, тормозная система);
  • Колесная база;
  • Компоновка авто (места установки и расположение силового агрегата, трансмиссии).

Как видно, элементы, которые входят в состав платформы можно назвать нейтральными. То есть, они не оказывают влияния на стилистические решения, которые применяют автопроизводители. Это и позволяет на основе одной платформы строить машины разных марок, классов и ценовых категорий.

Использование платформы

Но как отмечено, платформа — явление условное, и каждый автопроизводитель сам решает, в какой степени ее использовать. К примеру, существует понятие «бейдж-инжиниринг», которое подразумевает, что разные компании выпускают, по сути, один и тот же автомобиль, но под своим брендом. Модели будут называться по-разному и даже внешне несколько отличаться, но практически все элементы между ними – унифицированы.

Но все же большинство компаний, особенно выпускающих премиумные модели, стараются как можно в большей степени уникализировать свои авто, чтобы поддержать интерес к ним.

Это не значит, что они не используют платформы, просто они вносят некоторый коррективы в конструкцию. В результате у двух авто, построенных на одной платформе не будет ни одной унифицированной детали. Платформа в этом случае обозначает лишь использование единого принципа изготовления определенных составных частей, хотя сами они конструктивно разные.

Почему «принцип платформ» набирает популярность?

Основная цель унификации – сокращение расходов, причем не только производственных. Чем больше стандартных компонентов в автомобиле, тем меньше времени тратят инженеры на решение рутинных задач, тем проще технологам при запуске новых моделей, а еще – выгоднее производителям компонентов. Скажем, вы владеете заводом, который выпускает кронштейны для крепления двигателей. Что выгоднее для вас: выпускать миллион одинаковых кронштейнов или четыре типа по 250 тысяч каждый? Правило простое: больше объем закупок – ниже цена.

Невидимая глазу унификация существенно облегчает производственные процессы

Радикально сокращается время на подготовку новой модели, а разнообразие модельного ряда растет. Изобилием кроссоверов, минивэнов и промежуточных машин, вроде купе-кроссоверов или внедорожных компактвэнов мы обязаны принципу платформ.

До последнего времени чаще всего платформы делили близкие по размеру и концепции автомобили с разным дизайном, как Peugeot 308 и Citroen C4. Тенденция последнего времени: существенное расширение номенклатуры автомобилей, которые делят компонентную базу. Сегодня половина всех машин строится на 20 глобальных платформах, но количество платформ сокращается, а ассортимент машин растет с каждым годом.

Создание универсальных платформ заботит даже производителей премиум-класса, которые, казалось бы, не так ограничены финансово. Так, BMW объявило о создании платформы 35up, на которой будут строиться все машины 3, 5, 7 серий, а также кроссоверы, кабриолеты и купе на их базе. При этом для переднеприводных BMW (например 2 Tourer) и Mini адресована другая платформа, UKL. Концерн Volkswagen силами премиальных брендов разрабатывает две платформы MSB и MLB, которые лягут в основу будущих поколений Audi, Lamborghini, Porsche, Bentley. Некоторые премиум-производители пользуются платформами партнерских масс-брендов, например Lexus активно использует наработки Toyota, а Infiniti JX и новый Nissan Pathfinder – близкие родственники.

Более того, случилось немало конфузов, когда автопроизводители пытались пренебрегать принципом платформ. Так, BMW, купив страждущую английскую компанию Rover, потерпел фиаско во многом из-за абсолютной несхожести выпускаемой продукции: переднеприводные утилитарные «Роверы» и заднеприводные BMW не поддавались унификации, что не позволило по примеру Volkswagen интегрировать массового производителя в общую структуру. Та же логика подтолкнула Smart (концерн Daimler AG), некогда щеголявшего персональной и неклонируемой платформой, объединить усилия с Renault в стремлении создать универсальную базу для микрокаров.

Каждый крупный производитель стремится сократить количество платформ, на которых строится модельный ряд. Кроме того, производители все чаще «дружат платформами», создавая продукты под разными марками на одних и тех же компонентных базах (чаще в рамках единой корпорации, но не только). Характерный пример: альянс Renault-Nissan-АВТОВАЗ. Если посмотреть топ-10 продаж в России, четыре места занимают совершенно разные машины на одинаковой платформе В0: кроссовер Renault Duster, универсал Lada Largus, среднеразмерный седан Nissan Almera и компактный седан Renault Logan. Это доступные модели, и их доступность во многом объясняется тем, что они технически близки.

Положительные и отрицательные стороны

Использование автомобильных платформ для выпуска авто дает много преимуществ, но в основном они – выгодны только для автопроизводителей. Но есть и такие, в выигрыше от которых остается автолюбитель.

К достоинствам применения единой основы для производства разных автомобилей относится:

  • Сокращение затрат и времени на наладку выпуска новых моделей, что сокращает стоимость авто;
  • Обеспечение взаимодействия между производственными мощностями разных производителей, что позволяет переносить производство между заводами с минимальным их переоборудованием;
  • Повышение производительности заводов за счет стандартизации;
  • Улучшение качества конечного продукта благодаря снижению номенклатуры составляющих;
  • Возможность на основе одной платформы изготавливать разные модели для охвата большего сегмента рынка.

Но и недостатки у использования этой концепции тоже существенны, которые играют против производителей. К ним относятся:

  • Похожесть авто. Отличительных особенностей между автомобилями в результате использования единой основы становиться все меньше. В погоне за соответствием тенденциям рынка, автопроизводители жертвуют индивидуальностью и уникальностью своих моделей;
  • Невозможность внесения глобальных изменений в элементы платформы, поскольку в результате этого они станут несовместимыми между собой;
  • Надобность в соблюдении компоновки, заложенной в платформу;
  • Влияние на стоимость конечного продукта. Из-за платформы компаниям не удастся установить реальную стоимость авто, она получится сниженной из-за схожести с другим авто. Особенно это касается преумных авто (к примеру, зачем переплачивать за Lexus, если можно приобрести Toyota, которая выступает основой для первой марки);
  • Обнаружение какого-либо дефекта в составных частях платформы может привести к отзыву всех авто, на которой они построены.

Так что, использование платформы, с одной стороны, позволяет постоянно пополнять рынок новыми моделями, но с другой – они становятся все более похожими друг на друга.

Поэтому некоторые производители преимумных авто, если используют платформу, то собственно разработанную и применяемую только для своих моделей, чтобы сохранить индивидуальность марки.

Последнее время появился еще один тип платформы – модульная. Она еще в большей степени приближена к стратегии, применяемой на рамных авто (одна основа и разные кузова), но уже с поправкой на современные технологии и тенденции.

Принцип платформ лишает автомобили индивидуальности?

Вряд ли. По большому счету платформа не видима глазу и не воспринимается внешним наблюдателем. Вы не определите соплатформенные автомобили по внешнему виду, если дизайнеры не постарались придать им корпоративное сходство. Платформа – это провода, кронштейны, элементы пола автомобиля, подвески и прочая негламурность.

К тому же, иногда платформы даже увеличивают техническое разнообразие. Например, та же платформа MQB подразумевает два типа задней подвески: независимая и полузависимая. При этом одна и та же модель, скажем, Skoda Octavia, в разных версиях имеет разные подвески.

Если автомобили и лишаются индивидуальности, то из-за требований, которым должен удовлетворять современный транспорт. Например, требования безопасности пешеходов обязывают производителей делать кромку капота определенной высоты, что вынуждает дизайнеров лепить зачастую несуразные, огромные решетки-рты, чтобы завуалировать массивность передка. Требования по вместимости, аэродинамической эффективности, безопасности в конечном итоге приближают все машины к некой золотой середине, делая их похожими друг на друга, но платформы здесь не причем. Наоборот, на одной базе можно построить очень разные и яркие автомобили, и пример этому: Mini Cooper и новый BMW 2 Tourer, оба на платформе UKL.

Почему принцип платформ не вошел в моду раньше?

Платформа – это не только сложно, но и очень дорого. Платформа современного автомобиля стоит несколько миллиардов евро, но эти вложения окупаются за счет ее тиражирования.

Понятно, что чем универсальные платформа, тем больше компромиссов должны разрешить инженеры. Чтобы на одних компонентах создать городской компакт и полноразмерный кроссовер, нужно, что называется, думать за себя и за того парня.

При создании платформы велики риски ошибок. Представьте, что инженеры просчитались с каким-то компонентом, который впоследствии будет растиражирован на десятках моделей. Понятно, что перед запуском в серию все машины тщательно испытываются, но коль скоро платформа – явление в некоторым смысле виртуальное, неосязаемое, вероятность фундаментальной ошибки присутствует всегда.

Короче говоря, принцип платформ получил распространение вместе с появление мощных компьютеров и современных методов проектирования. С другой стороны, мотивом к появлению платформ является навязчивая необходимость снижать себестоимость выпускаемой продукции.