Покупая автомобиль, вы приобретаете не только радостные впечатления от новой игрушки, но и большую ответственность за исправное состояние транспортного средства и безопасность движения. Чтобы оградить себя и свою технику от разного рода неприятностей в пути, нужно с первых дней владения авто приучить себя заботиться о его техническом состоянии и внешнем виде. Как с детства нас учат умываться по утрам и делать зарядку, так и мы вынуждены выработать привычку проводить технический осмотр агрегата перед каждой поездкой, а также не лениться производить техническое обслуживание хотя бы 2 раза в год, весной и осенью.
Современные средства передвижения не нуждаются в доскональной проверке всех систем каждое утро, но всё-таки, прежде чем завести мотор, не мешало бы окинуть взглядом колёса, фары, удостовериться в наличии топлива и исправности ремней безопасности. После пуска двигателя дать прогреться и настроиться всем его узлам. В это время можно протереть и настроить зеркала заднего вида, убедиться в функционировании указателей поворота и остальной оптики. Если всё нормально работает, ничего подозрительного не шумит, не свистит и не стучит, то можно начинать движение. В течение дня, как правило, нет времени отвлекаться на начальные процедуры, поэтому привыкаем утром проверять и спокойно ехать по делам. Выработав такую привычку до ежедневного ритуала, вы предотвратите много досадных моментов в будущем.
Помимо этого, практичный человек, умеющий держать в руках отвёртку и пассатижи, не привыкший по каждой мелочи обращаться на СТО, в большей степени может сам обслуживать свою технику. Многие автолюбители по ряду причин так и поступают, у некоторых это переходит в хобби, другие не хотят платить за то, что могут сделать сами, третьи не доверяют своё сокровище в чужие руки и т. д.
Один день в неделю постарайтесь выделить больше времени своей лошадке. Навести порядок в салоне, заехать на автомойку, даже если машина не грязная, лишний раз ей ополоснуться не помешает.
Раз в месяц обязательно генеральная чистка с применением шампуней, желательно после мойки пройтись средствами для полировки лакокрасочного покрытия и пластика салона, не забывая пропылесосить салон. Оптика отдельно чистится после мойки и полируется. Особое внимание следует обратить на днище автомобиля, это наиболее уязвимая часть вашего аппарата, поэтому мойка, тщательный осмотр и обработка специальными химическими составами при необходимости крайне полезны для бережного ухода за изделием.
Исследуя дно снаружи, не помешает присмотреться к состоянию пыльников. Это небольшие прорезиненные или силиконовые кожухи, защищающие шарнирные соединения (ШРУС, шаровые опоры, рулевая рейка и т.п.) от попадания грязи и воды. Поверхность целых элементов выглядит без трещин и следов смазки. Износ этих защитных устройств приводит к хрусту при движении и поворотах, а в дальнейшем к серьёзным поломкам. Поэтому не стоит экономить на замене прохудившихся пыльников. Из личного опыта советую приобретать оригинальные, под вашу модель, аналоговые же, по цене хоть и дешевле, прослужат гораздо меньше родных. Заменить пыльники несложно самостоятельно, но иногда они расположены так, что придётся повозиться.
После мойки рекомендуется просмотреть уровень всех жидкостей (масло, антифриз, ГРУ, тормозная, омывающая), проверить щупом масло в картере. Доливать нужно именно теми жидкостями и маслами, которые залиты изначально. Если подходящей доливки невозможно найти или вы случайно перепутали бачки, нужно слить старую, промыть систему и заполнить свежей, позаботившись о том, чтобы остался запас.
Полная замена происходит примерно следующим способом:
— масло в картере через 8000 – 10000 км, но не реже 1 раза в год, одновременно меняется масляный фильтр;
— масло в коробке, АКПП, вариаторе через 60000 км;
— антифриз через 60000 км, но не реже 1 раз в 3 года;
— тормозная жидкость – 1 раз в 2 года;
— ГУР (гидроусилитель руля) через 60000 км.
Помимо этого, стоит упомянуть об обновлении других расходных материалах:
— тормозные колодки через 25000 км;
— топливный фильтр через 25000 км;
— воздушный фильтр через 30000 км;
— салонный фильтр через 20000 км;
— свечи зажигания через 30000 км;
— приводные ремни и цепи ГРМ через 80000 км.
Разобравшись с ёмкостями, следующим этапом профилактических мероприятий являются колёса и шины. Для начала проверяем затяжку болтов, это очень важно делать периодически, независимо от того, новое авто у вас или куплено по объявлению. Диски всегда подвергаются экстремальным нагрузкам, если пренебрегать проверкой, крутое литьё от первоклассного бренда однажды просто вылетит посреди дороги и покатится на встречную полосу. Роликов в интернете на эту тему тьма-тьмущая.
Давление в шинах. Здесь ничего сложного. Берём манометр и мерим. Главное, чтобы у пары колёс на одной оси оно было одинаковое, примерно 2-2,5 кгс/смІ (bar), на сайте производителя легко ознакомиться с точными данными.
Минимальная высота протектора покрышки у летних колёс не менее 1,6 мм, у зимних – 4 мм, сама резина должна быть без трещин и отслоений, грыжи – недопустимы! Для информации: производители автошин устанавливают срок годности до 10 лет, не больше. Отсчёт начинается после схода изделия с конвейера на заводе. Неважно, катается ли она, лежит на складе или в гараже, после окончания срока годности резина начнёт разрушаться, поэтому при покупке внимательно изучайте дату выпуска.
Несколько слов о тормозах. Когда вы заметите, что педаль тормоза глубже нажимается, либо нажимается с толчками, а тем более слышен скрип при торможении, значит пришла время менять тормозные колодки. На приборной панели специальный датчик тоже напомнит вам об этом. Лучше заняться этим при первых симптомах, пока можно обойтись «малой кровью», т.е. заменить фрикционные накладки, а не ждать, пока начнёт тереться голая колодка о металл диска. Последнее чревато серьёзными последствиями, вплоть до пожара.
После ревизии ходовой части необходимо провести визуальную инспекцию всех трубок, шлангов, приводных ремней под капотом. Некоторое время нужно уделить аккумуляторной батарее – вытереть или почистить клеммы полюсов, подтянуть их. Бывает так, что генератор не заряжает батарею до нормы вследствие разных факторов (долгие пробки на дороге, неисправность непосредственно генератора и прочее). Если есть в наличии вольтметр, замерить напряжение, необходимое — не менее 12 вольт, если меньше, снять аккумулятор и зарядить зарядным устройством до полного заряда, иначе устройство подведёт вас в неподходящий момент. АКБ с магазина рассчитана на уверенный срок службы в течении 3-х лет, если своевременно обслуживать, можно продлить ей жизнь до 5 – 6 лет.
В идеале автомобиль хранится в тёплом гараже, если же вы ставите его на улице, то рекомендуется избегать солнечной стороны, стараться ставить в укрытие от дождя и снега, при длительных перерывах в поездках укрывать специальным чехлом или тентом. При возникновении даже мелких недочётов постараться самостоятельно или в мастерской устранить их как можно скорей. Чем ответственнее вы будете относиться к личному транспорту, тем дольше он прослужит вам и вашим близким.
10 популярных авто, которые сильно теряют в цене за первые пять лет после покупки
Нужно только две вещи для быстрого ремонта авто: клей и терпение
Действия пешехода, если столкновение с авто никак не избежать повреждений
Как экономить на ремонте авто. советую, исходя из личного опыта работы